Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Куракин: бренд вуза абитуриентам важнее, чем направление подготовки

6.10.2013

С 2009 года Институт образования НИУ ВШЭ проводит рассчитанное на два десятилетия исследование, посвященное образовательным траекториям российской молодежи. Первые результаты, описывающие мотивы выбора вуза и направления подготовки, получены. Почему молодежь массово предпочитает поступать в вузы и как абитуриенты выбирают направление подготовки, в интервью РИА Новости рассказывает ведущий научный сотрудник Института образования и Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин.

— Дмитрий Юрьевич, исследование стартовало в 2009 и закончится в 2027. В чем смысл такого срока?
— Задача проекта – изучить типичные образовательные и карьерные траектории российской молодежи. У нас есть общероссийская исследовательская панель, куда входят 5 тысяч человек из 42 регионов, и несколько региональных, общей численностью свыше 20 тысяч респондентов. В начале проекта самым младшим участникам исследования было 14-15 лет, сейчас им уже 18-19, а когда проект закончится – им будет за 30. Мы пытаемся выяснить, как складываются их жизненные траектории, какими мотивами они руководствуются, поступая в вуз, в колледж или техникум; как выбирают профессию и призвание; какое значение придают учебе, как и когда выбирают место работы… Исследование даст достаточно подробную картину, как разные люди одного поколения принимают основные решения в части образования и карьеры.
Важная особенность национальной выборки в том, что нам известны результаты наших респондентов в международных сравнительных исследованиях качества образования – PISA и TIMSS. То есть мы имеем характеристики их основных компетенций, полученных в ходе школьного обучения.

— Какие результаты исследование дало уже сейчас?
— У нас идет массовизация высшего образования – все хотят поступать в вуз. Эта стратегия укоренена не только в стереотипах поступающих и их родителей – работодатели мыслят схожим образом и нередко требуют высшего образования даже от курьеров.

Есть две массовые стратегии его получения: учиться до 11-го класса или уйти после 9-го, поступить в техникум или колледж, а потом – в вуз. Предпочитающих последний вариант довольно много, около трети. Любопытно, что в большинстве своем эти люди изначально ориентированы на поступление не в самые лучшие вузы, часто – на коммерческое отделение. Многие из них сомневаются в своей академической успеваемости и в принципе не рассматривают "топовые" вузы и бюджетные отделения. Это своего рода консервативная стратегия. Несколько лет назад таким образом можно было "обойти" ЕГЭ, перейдя после техникума сразу на второй курс вуза-партнера. Сейчас этот путь закрыт, но мне представляется, часть абитуриентов все равно идут в техникумы и колледжи ради отсрочки решительного действия. Кто-то считает, что таким образом можно лучше подготовиться к ЕГЭ – техникумы и колледжи начинают выполнять, в том числе, функцию подготовки к ЕГЭ.

— А для чего в такой ситуации вообще нужно высшее образование?
— Далеко не все рассматривают образование как главным образом способ в дальнейшем зарабатывать деньги. Это исследовательский миф. Для родителей вуз – часто просто благоприятное и безопасное место, которое удержит их детей от улицы на время взросления. Это культурная среда, в которой происходит более продвинутая социализация. Точно так же рассматривают вузы и работодатели, и сами студенты. На самом деле, люди часто поступают в университет просто потому, что они хотят быть студентами. Многие считают, что студенческие годы – лучшие в жизни, и нужно отметить, что это весьма обоснованное суждение.

— Как абитуриенты выбирают направление подготовки? Оно становится совсем неважным?
— Пока многое указывает на то, что растет число абитуриентов, слабо мотивированных поступать на конкретное направление подготовки, где они в итоге оказываются. Причем, видимо, определенную роль в этом играет схема поступления по результатам ЕГЭ. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда студент сообщает, что хотел поступать на другое направление подготовки, но недобрал баллов и в результате оказался там, где оказался, чем не слишком доволен. Я это, кстати, вижу не только как исследователь, но и как преподаватель.

В результате бренд вуза имеет значение не меньшее, а часто большее, чем направление подготовки. Особенно это относится к известным вузам – абитуриенты выбирают сначала, допустим, МГУ или НИУ ВШЭ и только потом окончательно решают, на какой факультет они проходят. Часто это не "их" факультет. О том же говорят исследования, которые в нашем университете регулярно проводит Центр внутреннего мониторинга. Для старой системы обучения и профориентации, когда студент начинал овладевать своей будущей профессией чуть ли не с первых дней в университете, это крайне нетипично, а новая у нас еще не вполне сложилась.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Читайте также:

У Тоси сбежали уши! Надо было слушать маму

17.3.2013
С помощью этой книжки вам будет просто объяснить ребенку, почему нужно слушать родителей

Даешь медовый месяц ударного труда!

7.12.2013
Когда мужчина говорит «медовый месяц», он подразумевает секс. Воображение его смело рисует картинки разнообразные, неистовые и экзотические. И понять мужчину можно. Даже если реальность окажется более тусклой, помечтать все равно не грех. Женщине тоже не жалко потратить этот месяц на то, чтобы изучить каждую родинку на теле возлюбленного, узнать его тайные желания и вообще насладиться как следует. Ведь дальше будут уже семейные будни - и мытье полов, и стирка, и грязная посуда.

Ангел белокрылый по небу летел…

8.3.2012
Журнал «АИСТЕНОК»,  2004, 11 Ангел белокрылый по небу летел… Зима – это все-таки самое волшебное и необыкновенное время года. В лунном свете искрятся и кружатся снежинки,...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018