Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Скоро в садик, а малыш боится чужих

24.11.2013

ВОПРОС

Моему сыну Кириллу 2 года. Он очень стесняется играть со своими сверстниками. Если ребенок к нему протягивает ручку, он сразу "запрыгивает" ко мне на руки. А с 5-ти летними девочками хорошо играет, бегают и шкодничают. Мы ходили в развивающие клубы, там он боялся буквально всех - воспитателей, детей, их родителей... И всё время показывал, что нам пора уходить отсюда. Я бы такое поведение еще понимала, если бы сын видел целый день только меня, но мы живем большой семьей.
Подскажите, пожалуйста, надо ли развивать общение со сверстниками, или это придет со временем? Ведь скоро в садик. Боюсь, что будут проблемы.

ОТВЕТ

Зачастую стеснительность - это проявление неуверенности в чем-либо. Поскольку ваш ребенок еще маленький, говорить в таком возрасте о формировании самооценки еще не приходится. Зато точно можно сказать, что сейчас ему просто необходимо поощрение.  

Как ребенок стесняется?

Для начала давайте разберемся, что же такое кроется за выражением "ребенок стесняется". Стеснительность - это целый комплекс эмоциональных переживаний. Это не только физические проявления - малыш может краснеть, бледнеть, могут дрожать ручки, потеть ладошки. Но и поведение - именно то, что происходит с вашим Кириллом.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

- Обеспечьте ребенку в вашей семье такой климат, в котором господствовали бы доверие, любовь и согласие.

- Дайте почувствовать вашему чаду, что его любят и ценят.

- Следует прислушиваться к чувствам, требованиям вашего ребенка, пытаться понять их, и обсуждать мягко, с доброжелательной улыбкой.

- Поощряйте в нем дух независимости, постепенно приучайте его во всем полагаться только на себя и собственные силы.

- Поощряйте его проводить время в компании ровесников, играя и гуляя с ними. Давайте ему возможность развивать творческие, спортивные навыки, записав его в секции и кружки, основная цель которых - помочь каждому ребенку найти общий язык с окружающими.

- Хвалите и поощряйте его личные инициативы, а также награждайте за каждый достигнутый им успех в каком-нибудь деле, или, скажем, - в установлении хороших отношений с окружающими.

- По возможности учите его тому, как думают, что чувствуют и как ведут себя окружающие люди. Подготовьте его и к тому, что, порой, люди не сразу принимают новых друзей, а также к тому, что просто невозможно найти общий язык со всеми людьми или угодить каждому человеку.

- Придерживайтесь равенства во взаимоотношениях между детьми, независимо от пола.

- Попытайтесь наладить тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, чтобы лучше понять потребности и стимулы вашего ребенка, причины его замкнутости и стеснительности, чтобы узнать его позицию и в итоге помочь ему стать смелым, спокойным и уверенным в себе.

- Сотрудничайте со своим чадом, чтобы развивать в нем его положительные особенности и отличительные черты, вместо того, чтобы критиковать его слабости и недостатки, особенно в присутствии других.

- Поощряйте вашего ребенка, чтобы он вливался в общественную жизнь, даже если ваша уверенность в нем не слишком высока.

- Подготовьте вашему ребенку в вашем доме подходящие условия для встреч с другими детьми. Почаще приглашайте гостей.

- Обучайте его во время совместных игр или чтения рассказов, как развивать в себе качества и способности, которые помогли бы ему строить отношения с другими людьми.

- Поощряйте его на поступки, которые дадут ему ощущение того, что он сам способен самостоятельно выполнять определенные действия. Это придаст ему уверенность и значимость как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

- Приучайте ребенка к положительной самооценке. Заставляйте произносить про себя такие чудодейственные фразы, как: «Я смелый», «Я уверенный в себе» и т.д.

- Будьте рядом, будьте солидарны с ним во время трудностей,  которые могут возникать на его жизненном пути, поддерживайте его добрыми словами, мудрыми советами, которые помогут ему с честью выйти из затруднительного положения.

- Необходимо, чтобы ожидания родителей от ребенка каких-либо успехов и достижений основывались на реальности, на соответствии его способностям.
 

- Я не боюсь, я стесняюсь!
- Я не боюсь, я стесняюсь!

ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ:

- Не стремитесь быть суровыми и строгими, всячески избегайте упреков, порицаний, выговоров, угроз и унижений.

- Ни в коем случае не употребляйте слова и выражения типа: «Чтобы я не слышал твой голос», «Ты мне надоел» и т.д. Они могут вызвать у вашего ребенка еще большие страх и робость.

- Никогда не сравнивайте ребенка ни с братьями, ни с друзьями, которые, как вам кажется, лучше, сильнее и умнее его.

- Не балуйте его чрезмерно и старайтесь, как можно меньше опекать. Учите самостоятельности.

- Используйте наказание только в целях воспитания, но ни в коем случае не применяйте физические меры воздействия.

- Не заставляйте вашего ребенка делать вещи, которые выше его физических и умственных возможностей.

- Не стоит требовать от детей быстрых результатов, а в случае неудач ни в коем случае нельзя критиковать и упрекать их.

- Если есть необходимость сделать замечания и выговор вашему ребенку, то делайте это наедине, а не при свидетелях, чтобы не ставить его в неловкое положение перед братьями и друзьями. Не показывайте ему, что вы принимаете близко к сердцу замечания и критику, высказанные в его адрес другими людьми.

- Не хвалите застенчивых и стеснительных людей, потому что они воспитанные и культурные и якобы хорошо себя ведут.

ВО ЧТО ИГРАТЬ

Родители могут предложить малышу различные игры с участием нескольких игроков. Такие игры помогут ребенку общаться и найти пути к самовыражению.
Кроме того, можно разыгрывать с ним сцены, сказки, где ему пришлось бы играть роль хозяина, а вам - застенчивых гостей, которых он должен принимать и развлекать.

Присылайте ваши вопросы детскому психологу Татьяне Малютиной на mama@kp.ru
 

Читайте также:

Глен Домен: «Как воспитать гения?»

4.3.2012
Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя» (Масару Ибука)

Главное – своевременное начало (феномен Никитиных)

4.3.2012
«Основное качество их интеллекта не натасканность, а смышленость. Они легко усваивают новое. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем» (Н. А. Амосов о детях Никитиных)

Как спит ваш ребенок?

10.2.2013
Как спит ваш ребенок? (Детская психология) С наступлением холодного времени года, уменьшился и световой день. Переход на зимнее время не намного облегчает проблему утреннего подъема даже для взрослых,...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2017