Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Психологическая адаптация к очкам

1.8.2013

Чем может помочь детский психолог, когда ребенок отказывается носить очки?

Комментирует

Федорова Анастасия Владимировна

детский психолог Центра коррекции зрения «КОСМА»


Всем родителям хорошо известно, что при нарушениях зрения у ребенка необходимо регулярно наблюдаться у детского офтальмолога. Если при обследовании зрения выявляются изменения оптической силы глаза, в этом случае осуществляется подбор очковой коррекции. При этом, существует множество зрительных заболеваний, когда врач-офтальмолог рекомендует носить очки постоянно. К таким заболеваниям относятся: врожденная близорукость высокой степени, рано приобретенная близорукость (возникшая до школы), прогрессирующая близорукость с ослабленной аккомодацией, косоглазие, гиперметропия высокой степени (дальнозоркость).

Именно в этот момент зачастую родители сталкиваются с основной проблемой - нежеланием ребенка носить очки. Данная ситуация не позволяет малышу хорошо видеть, к тому же препятствует восстановлению и сохранению функции органа зрения.

При первом назначении очков, а также при отказе ребенка носить очки, назначается программа психологической адаптации детей к очкам.  Она основана на трех этапахвосприятия ребенком «нового» себя в очках. К этим этапам относятся: во-первых, принятие очков как часть собственного образа тела; во-вторых, принятие нового мира (через призму качественного зрения) и, в-третьих, уверенное принятие «себя в очках» в коллективе.

Почему важен этап «принятие очков как часть себя»? Дело в том, что, как только ребенок рождается, у него начинает формироваться образ своего тела. Он видит ручки, чувствует ножки, бегает, прыгает, а очки являются искусственным вмешательством в эту систему представлений. И помимо того, что головной мозг учится воспринимать окружающий мир с учётом изменённой зрительной информации, добавляется необходимость психологической перестройки внутренних представлений о самом себе. На данном этапе ребёнок нуждается в огромной поддержке со стороны взрослых. Задача психолога заключается в помощи ребёнку эмоционально принять внешние изменения в своём образе, снизить тревожность и отрицательные последствия негативных чувств.

Второй этап – это помощь ребенку в том, чтобы он мог воспринимать картину мира правильно через очки. С чем это связано? При наличии нарушений зрения и отсутствии ношения очков, ребенок воспринимает картину об окружающем мире искаженно. Когда он надевает очки, головному мозгу требуется время для качественного восприятия новой информации. Поэтому задача психологической программы адаптации к очкам заключается  в том, чтобы научить ребенка видеть мир «другими глазами» через призму нового качественного зрения. На занятиях с психологом это осуществляется с помощью творчества в очках, а именно рисования, лепки, работы с конструктором и т.д. Во время занятий ребенок учится видеть мир уже в другом цвете, в других красках. Он учится видеть его более четко. И так как все дети любят творческую работу - рисовать, играть в специально подобранные игрушки, то ребенок уже эмоционально воспринимает эту новую картину мира положительно.

На третьем этапе психолог осуществляет подготовку к важному процессу – принятию ребенка себя в коллективе. Известно, что детские коллективы часто бывают очень жестокими. И ребенок, надевая очки, может бояться того, что сверстники могут начать его обзывать, дразнить. Поэтому очень важно помочь ребенку принимать себя  в очках уверенно. Работа психолога на этом этапе состоит из двух направлений – работа с родителями ребенка и работа во время групповых занятий.

Родители являются первыми и самыми важными людьми, которые видят ребенка в новом образе – в очках. Известно, что у ребенка первый опыт является фильтром для дальнейшего восприятия окружающих. Поэтому важно, чтобы мама и папа были спокойны внутренне и воспринимали очки не как ущерб, а как особенность ребенка. Помните, что дети бессознательно чувствуют настроение и тревогу родителей. И уже при первой примерке оправ для очков важно, чтобы окружающие близкие люди помогли  ребенку, посмотрели с ним в зеркало, улыбнулись, обрадовались тому, что ему подошла та или иная оправа. Именно тогда ребенок начинает чувствовать себя уверенно,- Принцессой, маленьким Профессором. Он сразу чувствует, что его принимают таким, какой есть, и не важно, в очках он или нет.

Групповая работа психолога с детьми в очках является важным звеном в адаптации ребёнка к очкам. На этих занятиях дети, которые носят очки, видят, что они не одиноки в этом. Что таких детей много. А психологические упражнения помогают детям снизить тревогу, понимать свои чувства, выстраивать общение с другими детьми и разрешать конфликты. Тем самым, перенося опыт общения во время групповых занятий на детский сад и на школу, ребенок чувствует себя уверенно.

Все этапы программы психологической адаптации детей к очкам очень важны. Они являются залогом того, что ребенок будет носить очки с удовольствием. Это особенно важно, так как очки назначаются врачом с лечебной целью - для повышения остроты зрения, восстановления бинокулярного и стереоскопического зрения. Кроме этого, раннее назначение очков, правильный подбор и выполнение рекомендаций по периоду ношения очков приводят к уменьшению рисков возникновения и развития слабовидения у детей.

Читайте также:

Могут ли дети стесняться своих родителей?

14.10.2012
Могут ли дети стесняться своих родителей? (Воспитание в семье) Я не задумывалась над этим вопросом, пока не случился разговор с одной из мам одноклассника моего сына после родительского собрания. Мы...

Apple выпустила из клетки Льва. Он порвет всех?

12.4.2013
Несмотря на больничный, Стив Джобс сам открыл презентацию новинок яблочной компании

Дети, сидите дома!

23.1.2013
Можно ли водить дошколят в кафе-рестораны, когда там обедают бездетные взрослые? Очередная интернет-драка из-за «цветов жизни» [а вы что думаете?]
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018