Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Психологическая адаптация к очкам

1.8.2013

Чем может помочь детский психолог, когда ребенок отказывается носить очки?

Комментирует

Федорова Анастасия Владимировна

детский психолог Центра коррекции зрения «КОСМА»


Всем родителям хорошо известно, что при нарушениях зрения у ребенка необходимо регулярно наблюдаться у детского офтальмолога. Если при обследовании зрения выявляются изменения оптической силы глаза, в этом случае осуществляется подбор очковой коррекции. При этом, существует множество зрительных заболеваний, когда врач-офтальмолог рекомендует носить очки постоянно. К таким заболеваниям относятся: врожденная близорукость высокой степени, рано приобретенная близорукость (возникшая до школы), прогрессирующая близорукость с ослабленной аккомодацией, косоглазие, гиперметропия высокой степени (дальнозоркость).

Именно в этот момент зачастую родители сталкиваются с основной проблемой - нежеланием ребенка носить очки. Данная ситуация не позволяет малышу хорошо видеть, к тому же препятствует восстановлению и сохранению функции органа зрения.

При первом назначении очков, а также при отказе ребенка носить очки, назначается программа психологической адаптации детей к очкам.  Она основана на трех этапахвосприятия ребенком «нового» себя в очках. К этим этапам относятся: во-первых, принятие очков как часть собственного образа тела; во-вторых, принятие нового мира (через призму качественного зрения) и, в-третьих, уверенное принятие «себя в очках» в коллективе.

Почему важен этап «принятие очков как часть себя»? Дело в том, что, как только ребенок рождается, у него начинает формироваться образ своего тела. Он видит ручки, чувствует ножки, бегает, прыгает, а очки являются искусственным вмешательством в эту систему представлений. И помимо того, что головной мозг учится воспринимать окружающий мир с учётом изменённой зрительной информации, добавляется необходимость психологической перестройки внутренних представлений о самом себе. На данном этапе ребёнок нуждается в огромной поддержке со стороны взрослых. Задача психолога заключается в помощи ребёнку эмоционально принять внешние изменения в своём образе, снизить тревожность и отрицательные последствия негативных чувств.

Второй этап – это помощь ребенку в том, чтобы он мог воспринимать картину мира правильно через очки. С чем это связано? При наличии нарушений зрения и отсутствии ношения очков, ребенок воспринимает картину об окружающем мире искаженно. Когда он надевает очки, головному мозгу требуется время для качественного восприятия новой информации. Поэтому задача психологической программы адаптации к очкам заключается  в том, чтобы научить ребенка видеть мир «другими глазами» через призму нового качественного зрения. На занятиях с психологом это осуществляется с помощью творчества в очках, а именно рисования, лепки, работы с конструктором и т.д. Во время занятий ребенок учится видеть мир уже в другом цвете, в других красках. Он учится видеть его более четко. И так как все дети любят творческую работу - рисовать, играть в специально подобранные игрушки, то ребенок уже эмоционально воспринимает эту новую картину мира положительно.

На третьем этапе психолог осуществляет подготовку к важному процессу – принятию ребенка себя в коллективе. Известно, что детские коллективы часто бывают очень жестокими. И ребенок, надевая очки, может бояться того, что сверстники могут начать его обзывать, дразнить. Поэтому очень важно помочь ребенку принимать себя  в очках уверенно. Работа психолога на этом этапе состоит из двух направлений – работа с родителями ребенка и работа во время групповых занятий.

Родители являются первыми и самыми важными людьми, которые видят ребенка в новом образе – в очках. Известно, что у ребенка первый опыт является фильтром для дальнейшего восприятия окружающих. Поэтому важно, чтобы мама и папа были спокойны внутренне и воспринимали очки не как ущерб, а как особенность ребенка. Помните, что дети бессознательно чувствуют настроение и тревогу родителей. И уже при первой примерке оправ для очков важно, чтобы окружающие близкие люди помогли  ребенку, посмотрели с ним в зеркало, улыбнулись, обрадовались тому, что ему подошла та или иная оправа. Именно тогда ребенок начинает чувствовать себя уверенно,- Принцессой, маленьким Профессором. Он сразу чувствует, что его принимают таким, какой есть, и не важно, в очках он или нет.

Групповая работа психолога с детьми в очках является важным звеном в адаптации ребёнка к очкам. На этих занятиях дети, которые носят очки, видят, что они не одиноки в этом. Что таких детей много. А психологические упражнения помогают детям снизить тревогу, понимать свои чувства, выстраивать общение с другими детьми и разрешать конфликты. Тем самым, перенося опыт общения во время групповых занятий на детский сад и на школу, ребенок чувствует себя уверенно.

Все этапы программы психологической адаптации детей к очкам очень важны. Они являются залогом того, что ребенок будет носить очки с удовольствием. Это особенно важно, так как очки назначаются врачом с лечебной целью - для повышения остроты зрения, восстановления бинокулярного и стереоскопического зрения. Кроме этого, раннее назначение очков, правильный подбор и выполнение рекомендаций по периоду ношения очков приводят к уменьшению рисков возникновения и развития слабовидения у детей.

Читайте также:

"Почему она такая?" (письмо в редакцию)

28.12.2012
"Почему она такая?" (письмо в редакцию) (Дети, родители) Столько в детей вкладываешь сил, любви, заботы, а в ответ чаще всего черная неблагодарность. А ведь и они когда-то станут совсем взрослыми, неужели...

«На первый-второй рассчитайся!»

8.6.2013
«На первый-второй рассчитайся!» (Детская психология) Какими будут наши дети? Этот вопрос задают себе родители с самого рождения ребенка и всей душой желают своим детям всего самого лучшего. От многого...

Пресс-секретарь «Вконтакте» уволился, устав комментировать новости про педофилов

2.11.2012
Новую работу Цыплухин уже ищет
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2017