Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

В каких словах живет и жужжит жук?

8.12.2014

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу... Но всё ли вы сде­лали для того, чтобы ребёнок был готов к этому?

Маленькие дети часто про­износят многие звуки не­правильно. К пяти годам речь ребёнка должна быть в основном сформирова­на: он должен правильно строить фразу, чётко про­износить звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Произнести новый для ре­бёнка звук в слове, исполь­зовать его в повседневной речи - дело не простое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматическо­го строения, места в фразе - задача очень сложная.

В этой задаче помощь спе­циалиста необходима. Ло­гопед поможет выявить причины недоразвития речи, обозначить пути её коррекции, а также научит ребёнка управлять дыхани­ем, движениям языка, губ, чтобы правильно произно­сить звуки.

В этой непростой работе чрезвычайно важна по­мощь и родителей, и всех взрослых членов семьи.

Правильному произноше­нию звука иногда мешает нарушение строения арти­куляционного аппарата.

Например, неправильный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для коррекции прикуса необходимо обратиться к стоматологу-ортодонту.

Важно определить, до­статочно ли подвижен язык. Может ли ребёнок совершать большой объ­ём движений (вверх-вниз, вперёд-назад, быстро щёл­кать), хорошо ли растянута подъязычная связка, или, как её ещё называют, уз­дечка. Если уздечка очень короткая, и ребёнок не мо­жет поднять язык к небу, необходимо обратится к стоматологу и логопеду. Подъязычная связка игра­ет большую роль при про­изнесении звука «р», а также «щ», «ш», «ж», «л». Но спешить с подрезани­ем уздечки не следует, так как она эластичная и, если ребёнок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ:

1 Широкий язык удер­живать в форме «ча­шечки» у верхней губы.

2 Перемещать кончик языка в левый и пра­вый угол рта.

3 Кончиком языка гла­дить нёбо в направле­нии вперёд-назад.

4 Медленно щёлкать языком, растягивая уздечку.

Повторять каждое упраж­нение по 8-10 раз, 2-3 раза в день.

Важно также определить, правильно ли ребёнок вос­принимает на слух близ­кие по звучанию звуки (р-л, ш-с, б-п, в-ф). С этой целью можно предложить ребёнку найти разницу в значении слов (мишка- миска, крыша- крыса, рак- лак), попросить показать как жужжит жук (жжж), пищит комар (ззз), и ска­зать, в каких словах жи­вёт жук, а в каких комар: ёжжик, ззубы, ззонтик, жжёлуди. Также, проводя эти тесты, можно поиграть с ребёнком - пусть он под­нимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук (ш-ч-р) в предложенных словах: шейка, шубка, очки, врач, роза, берёза, руки. Ребёнок может сам придумать слова с задан­ным звуком. Иногда ребё­нок неправильно произно­сит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необ­ходимо, надо начинать за­ниматься сразу.

Для контроля артикуля­ции занятия проводятся перед зеркалом. Роднулечка

Здоровье семьи

Вот несколько вариан­тов постановки звуков:

ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Р)


Вариантов дефектного произношения звука (р) много (боковое, горловое, губное). При правильной артикуляции звука (р) - губы в положении следу­ющего гласного, между зубами, щель в 4-5 мм, боковые края языка при­мыкают к боковым зубам, кончик языка направлен к альвеолам и там вибриру­ет под напором воздушной струи. Задняя часть языка отодвинута назад и на­правлена к нёбу.

Наиболее доступные для самостоятельной ра­боты способы постанов­ки звука (Р) следующее:

1 Легко нажимать на кончик языка черен­ком чайной ложки или шпателем и длительно произносить ж-ж-ж.

2 На выдохе быстро про­износить звук т-т-т и заканчивать толчком-выдохом т-р-р-р.

3 Первым и указатель­ным пальцами при­жать к нёбу боковые края языка, оставив свободной середину языка. Пусть ре­бёнок сделает глубокий вдох и выдувает воздух с включением воздуха. По­вторяя упражнение, надо увеличивать напор возду­ха, в результате чего слы­шится тррр.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Л)

Нередко звук (л) ребёнок произносит искаженно (лампа - уампа, лямпа, вампа, рампа).

Правильная артикуляция следующая: губы и зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух про­ходит через свободные бо­ковые проходы.

Наиболее простые упражнения для тре­нировки произнесения звука (л), (ль).

1Широко открыть рот, длительно произносить (а) и постепенно закры­вать рот. При прикусыва­нии языка будет слышен звук (л).

2Широкий кончик языка прикусить зубами, «по­гудеть» и, не меняя поло­жения языка, произносить (а). При ускорении темпа получится ла-ла.

3Из положения между зубами постепенно пе­ревезти язык за верхние зубы.

При правильном произне­сении (ль) язык напряжён, кончик языка с силой упи­рается в основание верх­них зубов.

Помните, что разговари­вая с ребёнком, нельзя копировать его искажен­ное произношение. Будьте внимательны к себе: ребё­нок подражает взрослым и может перенять небреж­ность, торопливость, не­чёткость вашей речи.

 

Абдряхимова Эльвира Хайдаровна,

врач-логопед высшей категории НУЗ "Дорожная клиническая больница на ст. Самара ОАО "РЖД"

Читайте также:

Как ребенку постоять за себя?

7.10.2012
Как ребенку постоять за себя? (Детская психология) Одни родители жалуются на то, что ребенок дерется, а другие – на то, что он не может постоять за себя. Особенно волнуются родители сыновей, полагая,...

КТО ПОМОЖЕТ МАЛЫШУ?

13.4.2012
Журнал «АИСТЁНОК», 2005, 1 КТО ПОМОЖЕТ МАЛЫШУ? Когда родители узнают от врача в роддоме, больнице или детской поликлинике, что их малыш не такой, как все, их нередко охватывает отчаяние:...

ДЦП – окончательный приговор или особенность развития?

19.2.2012
Журнал «АИСТЕНОК»,  2005, №4 ДЦП – окончательный приговор или особенность развития? Рождение такого ребенка всегда вызывает определенный психологический кризис в семье. Одни родители,...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2017