Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Читалка для Леры

8.3.2012

Журнал «АИСТЕНОК»,  2005, №4

Читалка для Леры

Еще когда шестимесячная Лера восседала у меня н груди в слинге, я во время прогулки выбирала самые простые вывески, и, тыкая пальцем, вслух читала Лере их названия. Крупные, чёткие буквы, если есть иллюминация - вообще глаз не оторвать. А какое изобилие: «ОБУВЬ», «АПТЕКА», «ИГРУШКИ», «КАЗИНО», «МАКДОНАЛЬДС», «УНИВЕРСАМ.
Раньше, пока мы не спеша продвигались по обычному маршруту к детскому городку, Лера тихонько смотрела, слушала и запоминала. Теперь всё чаще она узнаёт и называет слова, или отдельные буквы из них.
«Мама, ОБУВ»,- говорит дочка, глядя на вывеску обувного магазина. «Правильно, обувь, солнышко моё», - радуюсь я. Чуть дальше находится аптека, то есть «АТИКА». Потом «КЛЮЧИ», «ИКУШКИ» (игрушки) и так далее … Лере два года, произношение пока хромает, зато память отличная...
Когда Лера была совсем крохой, я очень смутно представляла, каким образом можно научить читать младенца. Просто появилось желание разнообразить наше время провождение, сделать его богаче. Ежедневно мы посещали бассейн, дома делали массаж, гимнастику, иногда подолгу гуляли в лесу. Почему не добавить что-нибудь ещё, например чтение?
Для большинства известных мне детишек чтение начинается с изучения букв. С буквами просто, их всего 33, они могут находиться везде: на кубиках, в на холодильнике (большие пластмассовые на магнитиках); нарисованные мелком на доске, маркером в альбоме, пальцем на песке... Везде, где есть простор для маминой фантазии. «Ну и что», - сказала мне как-то подружка, - «я тоже все буквы в два года знала, читать-то всё равно в шесть начала». Действительно, к двум-трём годам, при приложении небольших усилий со стороны родителей дети легко осваивают весь алфавит и… всё, на этом процесс зависает, как правило, до школы. От буквы к слову проходит один из множества путей развития человеческих способностей.
Много путей – много исследователей: навстречу моему любопытству из Интернета и книжных полок свалился такой объём информации, что я, мягко сказать растерялась. Огромный мир с названием «РАННЕЕ РАЗВИТИЕ». Со своими основоположниками, авторитетами и новаторами; теоретиками и практиками; сторонниками и противниками.
Cамое колоссальное впечатление произвел на меня Глен Доман. Методика Глена Домана – это шедевр. Шедевр настолько мощный, что при первом знакомстве я испытала восхищение, которое затем сменилось подавленностью. Необходимость проделать колоссальную по объёму и интенсивности работу охладила мой энтузиазм. Так напрягаться! Тем не менее, единожды, в душевном порыве, мой «банк» слов был создан. Он содержит всего сотню карточек с самыми используемыми и интересными словами. Новые слова пополняют только электронный вариант банка. Компьютер оказался неплохой альтернативой трудоёмким карточкам.
Карточки со словами стали отправным пунктом, позже мы начали изучать буквы. После знакомства с книгой Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя», мои представления о том, насколько свободными и творческими могут быть занятия стали гораздо шире. Кроме работ основоположников сейчас очень много новых методик и материалов, посвящённых раннему развитию.
Чем больше я пополняла багаж моих знаний в этой области, тем очевиднее становилось желание собрать самое интересное и адаптировать под наши с Лерой особенности. Не останавливаясь на какой-либо одной методике, чтобы не ограничивать себя, и не пропустить что-нибудь интересное, я собирала из разных источников те идеи, которые наиболее нам импонировали, складывая в электронную папку с названием «ЧИТАЛКА ДЛЯ ЛЕРЫ». «ЧИТАЛКА» постепенно оформилась в индивидуальную программу, которая продолжает расти и совершенствоваться.
Может, и проще было бы воспользоваться одной из уже существующих и хорошо зарекомендовавших себя методик раннего обучения чтению, но я уверена: конечно, Доман хорош, опытен и профессионален, но он не знаком с моей дочкой. Немногие из тех, кто занимается вопросами раннего развития, могут чувствовать каждого отдельного ребёнка так же глубоко, как мама; посвятить себя настолько, насколько это может сделать мама; и радоваться успехам малыша больше, чем своим, так, как радуется мама. Поэтому в нашем случае самый чуткий и добрый учитель для Леры – это я, её мама. Я оставляю за собой право: выбирать учителей для себя и фильтровать исходящие от них знания через своею любовь, защищая ребёнка от возможного негатива.

Поэтому, главный создатель «Читалки для Леры» - сама Лера. Она учит меня видеть процесс с позиции младенца, подтверждая теорию Домана, что маленьким детям легче запоминать целые слова, чем складывать их из букв. То есть до некоторого времени (до двух лет точно), применение к дочке понятия ЧТЕНИЕ, как процесса, предполагающего, что с буквами и словами произведены манипуляции, не соответствует действительности. Это скорее УЗНАВАНИЕ, встреча с уже знакомым материалом.Если заменить ЧТЕНИЕ - на УЗНАВАНИЕ, все встаёт на своё место, выстраивается ладная цепь из трёх звеньев. Узнать можно только то, что уже видено и запомнено. Схема проста:

ВИЖУ– ЗАПОМИНАЮ – УЗНАЮ

Изволит мама демонстрировать карточки со словами, пожалуйста - запоминаем слова - узнаём слова. Показывает буквы - запоминаем буквы - узнаём буквы. Теперь моя задача чисто техническая - показать дочке как можно больше красочного, большого и разнообразного материала. Что бы ничего не упустить, я составила список помощников:

1. Букварёнок Юдина.
2. Азбука с толстыми картонными страницами.
3. Кубики с буквами.
4. Большие пластмассовые буквы на магнитах.
5. Доска для рисования мелом и набор мелков.
6. Альбом с маркерами.
7. Банк карточек со словами.
8. Электронный, компьютерный вариант слов, дополненых картинками, фотографиями – удобно, потому что можно сделать именно то что интересует конкретного человечка.
9. Магнитный альбом с фотографиями и простым текстом – книжка,
изготовленная по индивидуальному заказу малыша.
10 Кубики Зайцева – присоединились позднее, по причине, которую я объясняю ниже.

На холодильник постоянно примагничены пять слов, которые Лера достаточно хорошо узнаёт. То есть она может назвать любое из них, отдельно каждое или поочерёдно. Даже если переставить карточки. Неосведомлённому человеку со стороны может показаться, что девочка читает. Но вот что получается: висит на холодильнике любимое слово «ПАПА» - замечательно, что в нём столько хорошо знакомых букв. То есть по отдельности «П», «А», «П», «А» – проще простого. И в целом - старый знакомый «ПАПА». Но вот если «П» и «А»… Так и остаются по отдельности «П» и «А». И в слове «МАМА» , «М» и «А» в «МА» не складываются. То есть сочетания «МА» и «ПА» - неузнаваемы, так как абсолютно новы.
Логично, что учили, то и получили. Учили буквы, узнаём буквы (хорошо, что их немного). Учили целые слова, пожалуйста, узнаём слова. Но в структуре слова, кроме самой мелкой его единицы – буквы, существуют и промежуточные – слоги, или склады, сочетания двух, трёх и более букв. И без этих сочетаний представление ребёнка об анатомии слова не будет достаточно полным. Понять логику и динамику изменений в словах при замене букв, зная слоги теоретически проще. Следовательно, если хочешь, чтобы узнавались сочетания букв, будь любезна показать их, и назвать, и чем больше, тем лучше. Вот и кубики Зайцева пригодились.
Для родителей, впервые сталкивающихся с возможностью занятий раннего развития это самый актуальный вопрос. А ЗАЧЕМ этим заниматься? Все равно в школе научат читать-писать, всему остальному научит жизнь. Думаю, совершенно незачем, если конечно нет желания. Я это делаю только потому, что мне это интересно, мне этого хочется и мне это нравиться. Пожалуй, это и есть самый искренний ответ.
ФИНАЛЬНАЯ СТРАШИЛКА
Одно из первых моих детских воспоминаний об учёбе связано с сильнейшим стрессом. Доведенная до истерики родительским и учительским рвением шестилетняя девочка льёт горючие слёзы на тетрадную страницу, дрожащей рукой пытаясь вывести наклоненную вправо палочку от буквы А. Совершенно безрезультатно, потому что ощущение дикой несправедливости и настоящего детского горя просто парализуют волю к действию.
Подобные картинки складываются в стереотипы, вроде того, что раннее обучение чтению приводит к нарушениям психики, проще говоря, к сумасшествию. Можно подумать, что издеваться таким образом над шестилетним ребёнком – менее преступно, чем над одно-, двух-, трёхгодовалым малышом. Мол, давайте подождём, пока он подрастёт, а потом уже покажем, что почём, и какая нелёгкая штука жизнь.
Когда мне встречаются мамы или бабушки с таким настроем, я целиком и полностью на их стороне. Пока они не освободятся от власти стереотипа, что обучение и насилие неразрывно связаны, что давление на волю ребёнка есть обязательное условие того, как научить дитятко уму-разуму, им не стоит заниматься тем, что носит название раннее развитие, потому что в таком случае они действительно могут нанести вред. Пусть лучше делают то, что любят и умеют: поют колыбельные, читают стишки, потешки… есть много других хороших способов общаться с ребёнком. Другая крайность – родители, озабоченные образованием. Они хотят заставлять ребёнка учиться, и нанимают преподавателей для той же цели. А преподавателю уже не до индивидуальности, у него программа и сроки! И РЕЗУЛЬТАТ, надо же родителям показать, за что они деньги платят.
Можно подумать, образование само по себе способно сделать человека счастливым. А вот погубить чудесный детский дар радоваться жизни, любить окружающий мир таким, как есть, исследовать его и играть в него – проще простого. Образование – предмет наживной, а детская непосредственность – талант. И мне очень хотелось бы, чтобы моя дочка сохранила его. Поэтому все наши занятия – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ! Они доставляют удовольствие нам обоим, учат лучше понимать и чувствовать друг - друга. Никакой регулярности, все происходит спонтанно, иногда, в течение дня появляются небольшие промежутки времени, когда можно подбежать к холодильнику почитать слова, или повозиться с кубиками, а потом вместе помыть посуду, или поиграть в мячик.
Важно ли, КОГДА малыш познакомиться с буквами? Может, важнее КАК это будет происходить?

Читайте также:

Обучение мигрантов русскому в их странах может начаться с 2014 года

14.8.2012
В мае агентству по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) были переданы дополнительные полномочия в сфере содействия международному развитию.

Как соединить слова, или первые уроки синтаксиса

8.3.2012
Журнал «Аистенок 2005», №3 Как соединить слова, или первые уроки синтаксиса «Мама, а все-таки как же так получается? Были разные слова, а потом вдруг раз – и получилась...

Книги - источник развития?

7.2.2012
Журнал «Аистенок», 2002, №12 Книги - источник развития? Родители, всерьез задумавшись о раннем речевом (да и не только речевом) развитии крохи, наверняка, уже запаслись детскими книжками....
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2019