Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ(репортаж из Канады)

28.1.2012

Журнал «Аистенок», 2003, №6

Михаил Федотов
Продвинутые родители
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ(репортаж из Канады) 


Продвинутые дети требуют продвинутых родителей. Мы приводим заметки родителей , в основнмо наших соотечественников, которых судьба забрасывает разные страны мира: как же выглядит РАННЕЕ РАЗВИТИЕ с точки зрения Запада.
Я описываю не очень дорогой детский садик в провинции Британская Колумбия, в котором работает группа молодых воспитательниц, сторонниц раннего развития детей.

Впечатления достаточно мимолетны, и не очень много дней, когда мне удавалось провести в садике по несколько часов, но за год осталось впечатление чего-то удивительно теплого и неформального. В небольшом городке в детском саду я видел три группы (обычно детские сады меньше). С чего правильнее всего начать: чрезвычайно приветливые и сердечные девочки-воспитательницы. Кажется, что они притворяются, настолько это акцентированное внимание каждому ребенку и ко всем вопросам, с которыми к ним обращаются родители. Еда в садике простая, я в основном видел стандартные хлопья и «поридж», и на мой вкус слишком свободное обращение со всякими мармеладками и жевательными конфетами. Но на столах всегда есть фрукты и кусочки овощей.
Идеальные развивающие игры, а для этого есть возможности, бесконечное количество интересных учебных пособий, громадных фотографий на стенах. Обстановка в группе часто меняется, как декорации в театре.
Месяц ковбойский, вот тут куча кольтов и кидаются лассо на конские торсы.
Целый месяц группа представляет собой прерии или джунгли.
Прятки на видном месте- прячем кролика- простая игра, которая пользуется неверояиным успехом у четырехлеток, водящий выходит и потом на видном месте ищет спрятанную игрушку.
Потом морской месяц, кругом канаты, фотографии, спасательные круги, просто сколоченный макет пароходика, рубка со штурвалом, палуба, на которой умещается три-четыре матроса
Фотографии кораблей, морских животных, рыб. Видеокассеты и слайды с морской тематикой.
Месяц мьюзикл на Бродвее(особенно счастливы девочки)
Месяц заснеженного леса.
Вся игра, все занятия крутятся вокруг дежурной темы. Первым я видел морской месяц и это очень впечатляло- одеты по- морскому
(это особенно потрясло детей, которых ходили в садик в России, и им казалось, что они попали в сказку).
Декорации бережно снимаются и остаются на следующий год, мне казалось, что многие дети помнят игры прошлого года.
В морской месяц все рисовали моря и океаны, но один ребенок рисовал только джунгли- это был его свободный выбор.
Рисование совершенно свободное, в общем если выделять реальные вещи, то настраивание инструктора рисования было для меня самым непривычным. Весь класс сидел с закрытыми глазами и что-то представлял. А уже потом свободно рисовал гуашью - обычно не делают никаких замечаний, только если дети совсем разыгрываются, всем разрешают рисовать пальцами, ладошкой, учитель с разрешения ребенка включается в игру и добавляет какой-нибудь интересный живописный штрих
День в неделю посвящен приготовлению пищи, все приходят в садик в рабочих костюмах поварят .
Рядом с садиком крытый каток, куда по утрам ходит вся группа, в хоккей играют И ДЕВОЧКИ – хоккей- ЭТО НАЦ РЕЛИГИЯ.
Многие мамы привозят детей только на три часа, хоть оставаться можно было с утра до четырёх, в основном приводят детей для общения. Некоторые матери считают, что с ними у ребенка идеальное развивающее общение, но чаще всего это не так. Каждому ребёнку нужны социальные контакты, чтобы дать материал тому же общению с матерью, но уже на другом, менее зависимом уровне. И тогда вместо точечного мира, где существуют только родители, где мама- это всё- пространство начинает расширяться и сверкать.
Садик даёт больше возможностей - маленький тёплый бассейн, тренажеры, батут, интересные качели и центрифуги, на которых сложно удержаться.
Но спортзал, по совместительству, он же учебная комната и пространственная развивающая среда.
В группах было несколько детей инвалидов, я видел двоих на 10-12 человек в группе- они были на общих основаниях вместе со всеми, их матери были счастливыми. Эти дети делали то же самое, что и остальные, даже катались на коньках, и к ним никто не относился как к больным. Все-таки в три года к факту, что ребенок без руки или без уха - относятся как к варианту нормы, а потом привыкают относиться к ребенку как к личности, а не как к носителю инвалидного клейма.. Эти дети гуляли, смеялись, были абсолютно раскованы.
Разброс возрастной в группах- не более двух лет. Это в группе, где большинству четыре года менее заметно, чем, скажем, в восемь, но программа для более старших детей была сложнее и они выполняли более глубокие задания. Во время занятий специальное значение уделялось развитию воображения. Это касалось тематической месячной игры, это же касалось музыкальных занятий, где воспитатель провоцировала обсуждение, например, что приходит в голову, когда слышишь эту музыку. Я видел занятия, в котором решали, как можно было изобразить радость, с каким вкусом ее можно сравнить, как можно изобразить красками, протанцевать. Пианино в группах не было, воспитатель играла на банджо.
Развитие ассоциативного мышления- если переводить не дословно, а суть то это вопросы типа- почему солнышко СЕЛО, у двери есть РУЧКА, ЧТО-ТО ТАКОЕ СНЕГ ИДЕТ
Популярен КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР- ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ-дети МЕНЯЮТСЯ героями, говорят за кукол. В старшей группе дошкольников - 6 лет – объясняется принцип рождения с самого начала зачатия и пр. увлекательные детали, но очень мягко, без грубости и даже намека на пошлости. Такое впечатление, что в маленьких городах дети ближе к природе, многие ездят к дяде или дедушке на фермы и что маленьких животных не приносят аисты и их не находят аисты, все знают очень рано. В группах очень интересные пособия по изучению человеческого тела- открывающиеся страницы на стене- кожа, потом мышцы, связки, внутренности, схемами показывается работа пищеварительного тракта.
Прогулки по большому городскому полудикому парку. Преподаватели прекрасно знают деревья. Кусты, цветы, настолько точно, что это вызывает зависть. Видимо, в колледжах изучению природы придается большое значение.
Занятие по описанию облаков - занятие на прогулке, потом красками фиксируется впечатление от прогулки по парку.
Развитие воображения – это приоритетный подход и он преемственно продолжается в школах.
В группах я видел чернокожих детей , выходцев с Ямайки, пакистанцев, вьетнамцев, их н много, но мне показалось, что проблемы разных рас обсуждают и каждый гордится тем, что он представляет другую часть мира.
Разный материал на стенах молнии, пуговицы- дети учатся на больших макетах.
В спортзале –баскетбольные кольца, играют мягкими безопасными мячами, специальные теннисные тренажеры (мяч на верёвке), брёвна с возможностью падать на мягкие маты, велосипедные детские тренажеры, бегущие дорожки: многое для нас недостижимо из-за дороговизны снарядов, но культа снарядов нет, много просто подвижных игр, девочки вращают легкие обручи, играют в пятнашки, любят эстафеты, но в эстафетах всегда присутствует какой-то развивающий момент. В программе много командных игр, дети очень хорошо понимают принцип игры, победы, ничьи, поражения, того, что нужно атаковать ворота противника и передавать друг другу мяч. Было удивительно, что группа четырехлетних детей совершенно осмысленно играла в хоккей. Осенью во дворе по дорожкам садика я видел в средней группе вождение автомобильчиков с электромотором Дети осваивают стандартные повороты- в группе было две таких довольно стареньких и вертких машинки. С детства вождению уделяется большое значение, почти не бывает водителей первого поколения, дети массу времени проводят в родительских машинах, и неудивительно, что многие рано начинают водить: на фермах, лесных дорогах. Я знаю девочек одиннадцати лет, которые потрясающе водят старые грузовички. Но вообще канадцы . в отличии от нас – законопослушны. Культ безопасности детей существует( в том числе есть и охрана детских садиков, но Канада относительно безопасная страна). И думать о безопасности детей- не значит ничего не делать, воспитатели не боятся предлагать детям преодолевать препятствия в парке, залезать на дерево. Интересно, что большинство девушек-воспитателей выросло на фермах. Фактически они деревенские учительницы!
Любые занятия- только в игровой форме!
Например, счет в игровой форме- быстро показывают таблички с фигурками -тех же кроликов или матросов, потом считают и проверяют, кто правильно сосчитал их при мгновенном показе.
Слова громадными буквами на карточках были связаны с основной тематикой месяца и вся группа повторяла их хором. Воспитатели разучивают с детьми все слова. Которые они могут встретить на улицах города. Открыто, закрыто, толкни на себя, к себе, названия магазинов и товаров…

РАЗВИВАЕМ МОЗГ И ЗНАКОМИМСЯ С МИРОМ (репортаж из США)
Знаете, я не люблю долго раздумывать: жизнь подсказывает мне что-то, и я стараюсь немедленно новые идеи, которые мне нравятся, приводить в действие. Я заметила, что если сразу не делать, то не сделаешь никогда. В своей жизни мне пришлось очень много ездить и пока у меня еще не было детей, я поражалась, насколько школьники разных стран мира не знакомы ни с историей ни с географией, этого никто не стесняется, и объяснить, что хоть минимум знаний нужно иметь, мне за жизнь никому не удалось. «Какая разница, где находится Германия, если из Лондона до Берлина прекрасно летит самолёт! Который ни за что не заблудится». В классе моего сына американские дети вообще не представляют себе, какие страны составляют Европу, они слышали про какую-то «Чехославию», да и то, потому что у кого-то оттуда был дедушка! Израильские дети все поголовно не знают, с какими странами граничит Израиль. А ведь Израиль- это крошечное государство, да еще государство, окружённое своими откровенными недругами, но даже это не заставляет школьника внимательнее взглянуть на карту. Получается, что болезнь нашего века - это тотальное невежество, после семи лет прививки действуют плохо! Early Childhood education – вот единственный выход, мне не очень нравится термин РАННЕЕ РАЗВИТИЕ, который принят в России. И если вы хотите, чтобы ваши дети понимали, какие страны вас окружают, не откладывайте свои занятия в долгий ящик. Вот я могу предложить вам лёгкий и эффективный путь занятия географией, который лучше оформить на компьютере, но если вы живёте в России, и у вас еще нет компьютера, то можно ограничиться и простыми кусками картона. Приходится писать об этом, потому что в Нью-Йорке компьютер - это не роскошь, а такая же неотъемлемая часть вашего быта как кухонная плита и телефон. Основную подготовительную работу можно выполнить за два часа. Готовим шесть папок с населенными континентами. 2 Америки, Европа, Азия, Австралия и Африка.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Самоа, Новая Зеландия Вануату, Австралия, Палау, Маршалловы острова, Тонга, Микронезия, Папуа - Новая Гвинея, Фиджи , Кирибати ,Тувалу ,Науру ,Соломоновы острова
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Самоа, Новая Зеландия, Вануату, Австралия, Палау, Маршалловы острова, Тонга, Микронезия, Папуа - Новая Гвинея, Фиджи , Кирибати ,Тувалу ,Науру ,Соломоновы острова
СЕВЕРАМЕРИКА ЦЕНТРАМЕРИКА
США КАНАДА МЕКСИКА КУБА ПАНАМА ГАИТИ ГВАТЕМАЛА ЯМАЙКА КОСТА-РИКА БЕЛИЗ БАРБАДОС АНТИГУА САЛЬВАДОР ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ДОМИНИКА ТРИНИДАД И ТОБАГО БАГАМСКИЕ ОСТРОВА НИКАРАГУА СЕНТ-ВИНСЕНТ И ГРЕНАДИНЫ СЕНТ-КРИСТОФЕР И НЕВИС
СЕНТ-ЛЮСИЯ ГРЕНАДА ГОНДУРАС
ЮЖНАМЕРИКА Парагвай Колумбия, Бразилия, Аргентина , Гайана , Эквадор , Боливия , Перу, Венесуэла , Уругвай , Суринам , Чили .
АЗИЯ
ОАЭ, Иордания, Турция, Казахстан Лаос, Бангладеш, Сирия, Индия, Индонезия,
Туркмения, Ирак, Азербайджан Ливан, Киргизия Таиланд, Бруней, Восточный Тимор, Йемен, Корея Южная, Сингапур, Тайвань, Узбекистан Грузия, Иран,Токио Япония, Бутан,
Катар, Израиль, Пакистан Афганистан, Таджикистан, Армения, Непал, Мальдивы,
Бахрейн, Филиппины, Оман, Шри-Ланка, Малайзия, Кипр, Китай, Камбоджа, Корея Северная.
Монголия Вьетнам, Кувейт, Саудовская Аравия, Мьянма,
ЕВРОПА
Нидерланды, Андорра Греция, Югославия, Словакия Румыния, Бельгия, Венгрия, Дания, Украина , Испания, Сан-Марино Босния и Герцеговина Эстония Македония, Болгария , Швеция , Албания, Финляндия Белоруссия Монако Российская Федерация Норвегия Франция Чехия Исландия Латвия Италия Молдавия Лихтенштейн Мальта Польша Ватикан Австрия Литва Ирландия Хорватия Германия Швейцария Португалия Великобритания Словения Люксембург
АФРИКА Мадагаскар, Эритрея,
Мали, Центральноафриканская Республика,
Гамбия, Гвинея-Бисау, Конго, Бурунди, Сейшельские острова , Намибия, Ботсвана , Дакар Сенегал , Танзания, Египет , Уганда , Экваториальная Гвинея,
Мозамбик, Лесото, Свазиленд, Джибути , Руанда , Сомали, Коморские острова,
Кения , Нигерия , Эфиопия , Гана, Алжир, Либерия Мавритания , Маврикий.
Бенин Судан Кот-д'Ивуар Зимбабве Камерун , Чад , Нигер, Кабо-Верде , ЮАР, Марокко , Сан-Томе и Принсипи, Ливия . Тунис , Буркина-Фасо , Сьерра-Леоне ,
Конго (Дем. Република), Гвинея , Габон, Малави , Того, Ангола , Замбия

В папку Америка можно внести отдельно страны Центральной Америки, Европу можно разделить на Западную и Восточную, Азию- на Ближний Восток и Дальний Восток, в Африке можно отдельно ждать страны северной Африку. Всё это можно делать, чтобы у ребенка в голове создавалась система, а Армения не шла рядом с Кореей, и Алжир не путался рядом с Анголой! Но эти дополнительные деления должны быть в общей папке континента. Каждое название должно быть написано крупными буквами на отдельной карточке или отдельном слайде на экране Всё- вы можете начинать работать.
Я выучивая с детьми на двух языках большое количество терминов, учу по семь-десять названий, но обязательно время от времени, прочитываю в хорошем темпе и всё множество, которое вам предстоит учить. Если вы нажимаете кнопку пульта, то чтобы прочитать вслух все африканские страны вам понадобится всего сорок секунд- минута, но в глубинах памяти они уже начали фиксироваться!
К названиям стран я сразу никогда не добавляю названия столиц- всему своё время. Сразу два понятия давать нельзя- это лишняя разнокалиберная информация! Но вот обучение пошло, и пока спокойно создавайте свои папки, готовьте материалы, а в какой-то момент мы переходим к следующему этапу. Когда названия всех стран континента уже несколько недель или месяц-два прокатывается вслух, вы можете начать подключать столицы. Я обычно готовлю слайд, на котором изображена столица страны, или фотография столицы может поместиться на картоне. Постепенно каждая страна начинает обзаводиться яркой столицей. Я беру самые характерные фотографии столиц, иногда на карточку приходится наклеивать несколько фотографий, потому что такие столицы как Париж или Лондон трудно «описать» одной фотографией. Пройдет год и вы смело на ваши слайды сможете добавлять самые нужные детали - герб страны, приблизительное место на общей карте континента, карту самой страны, и дальше вы можете идти в том направлении, которое вам подсказывает вкус, пристрастия и возраст ребенка. Это могут быть главные животные или растения, музыканты или спортсмены. В заключении я прилагаю список страна-столица по каждому континенту, чтобы вам не приходилось тратить время на поиск - желаю вам удачи!

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Апиа Самоа, Веллингтон Новая Зеландия , Вила Вануату, Канберра Австралияю, Корор Палау,Маджуро Маршалловы острова, Нукуалофа Тонга, Паликир Микронезия,
Порт-Морсби Папуа - Новая Гвинея, Сува Фиджи, Тарава Кирибати , Фунафути Тувалу , Ярен, Хониаpа Соломоновы острова
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
СЕВЕРАМЕРИКА ЦЕНТРАМЕРИКА
Бельмопан Белиз, Бастер Сент-Кристофер и Невис, Бриджтаун Барбадос,
Вашингтон США, Гавана Куба, , Гватемала Гватемала, Кингстаун Сент-Винсент и Гренадины, Кингстон Ямайка, Кастри Сент-Люсия ,Мехико Мексика , Сан-Хосе Коста-Рика , Сент-Джонс Антигуа , Сент-Джорджес Гренада ,Тегусигальпа Гондурас ,Манагуа Никарагуа , Нассау Багамские острова , Оттава Канада , Порт-о-Пренс Гаити Порт-оф-Спейн Тринидад и Тобаго , Панама Панама, Розо Доминика, Сан-Сальвадор Сальвадор, Санто-Доминго Доминиканская Республика
ЖЖЖЖЖЖЖ
АЗИЯ
Абу-Даби ОАЭ, Амман Иордания, Анкаpа Турция,
Астана Казахстан, Вьентьян Лаос,
Дакка Бангладеш, Дамаск Сирия, Дели Индия, Джакарта Индонезия,
Ашхабад Туркмения, Багдад Ирак, Баку Азербайджан, Бейрут Ливан, Бишкек Киргизия, Бангкок Таиланд, Бандар-Сери-Бегаван Бруней, Дили Восточный Тимор, Сана Йемен,Сеул Корея, Южная,Сингапур Сингапур,Тайбэй Тайвань,Ташкент Узбекистан ,Тбилиси Грузия, Тегеран Иран,Токио Япония,Тхимпху Бутан,
Доха Катар,Иерусалим Израиль, Исламабад Пакистан, Кабул Афганистан,
Душанбе Таджикистан, Ереван Армения,
Катманду Непал, Мале Мальдивы,
Манама Бахрейн, Манила Филиппины, Маскат Оман,
Коломбо Шри-Ланка, Куала-Лумпур Малайзия, Никозия Кипр,Пекин Китай, Пномпень Камбоджа, Пхеньян Корея Северная.
Улан-Батор Монголия, Ханой Вьетнам, Эль-Кувейт Кувейт,Эр-Рияд Саудовская Аравия, Янгон (Рангун) Мьянма,
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ЕВРОПА
Амстердам Нидерланды, Андорра-ла-Велья Андорра, Афины Греция,
Белград Югославия, Братислава Словакия, Бухарест Румыния, Брюссель Бельгия, Будапешт Венгрия, Копенгаген Дания,
Киев Украина , Мадрид Испания,
Сан-Марино Сан-Марино Сараево Босния и Герцеговина Таллинн Эстония
Скопье Македония, София Болгария , Стокгольм Швеция , Тирана Албания, Хельсинки Финляндия
Минск Белоруссия Монако Монако Москва Российская Федерация
Осло Норвегия Париж Франция Прага Чехия Рейкьявик Исландия
Рига Латвия Рим Италия
Кишинев Молдавия
Вадуц Лихтенштейн Валетта Мальта Варшава Польша Ватикан Ватикан а
Вена Австрия Вильнюс Литва Дублин Ирландия Загреб Хорватия
Берлин Германия Берн Швейцария Лиссабон Португалия
Лондон Великобритания
Любляна Словения Люксембург Люксембург
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
АФРИКА Антананариву Мадагаскар, Асмэра Эритрея,
Бамако Мали, Банги Центральноафриканская Республика,
Банжул Гамбия, Бисау Гвинея-Бисау, Браззавиль Конго,Бужумбура Бурунди Виктория Сейшельские острова , Виндхук Намибия, Габеронес Ботсвана , Дакар Сенегал , Додома Танзания,
Каир Египет , Кампала Уганда ,Малабо Экваториальная Гвинея,
Мапуту Мозамбик, Масеру Лесото,
Мбабане Свазиленд,
Джибути Джибути, Кигали Руанда ,Могадишо Сомали, Морони Коморские острова,
Найроби Кения , Абуджа Нигерия , Аддис-Абеба Эфиопия ,Аккра Гана, Алжир Алжир
Монровия Либерия Нуакшот Мавритания , Порт-Луи Маврикий.
Порто-Ново Бенин Хаpтум Судан Ямусукро Кот-д'Ивуар Хараре Зимбабве Яунде Камерун
Нджамена Чад
Ниамей Нигер Прая Кабо-Верде Претория ЮАР Рабат Марокко Сан-Томе Сан-Томе и Принсипи Африка Триполи Ливия Тунис Тунис Уагадугу Буркина-Фасо Фpитаун Сьерра-Леоне
Киншаса Конго (Дем. Република) Конакри Гвинея Либревиль Габон
Лилонгве Малави Ломе Того Луанда Ангола Лусака Замбия
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ЮЖНАМЕРИКА Асунсьон Парагвай , Богота Колумбия, Бразилиа Бразилия, Буэнос-Айрес Аргентина , Джорджтаун Гайана , Кито Эквадор , Ла-Пас Боливия , Лима Перу, Каракас Венесуэла , Монтевидео Уругвай , Паpамаpибо Суринам , Сантьяго Чили .

Читайте также:

Покорять столицу?

24.9.2013
Покорять столицу? (Для выпускников и их родителей) Совсем немного осталось времени до последнего школьного звонка. А там экзамены и, как водится, большая дорога жизни. Наверняка уже давно родители плохо...

Здоровье детей

10.2.2013
Здоровье детей (Детская психология) Какая мать не мечтает, чтобы ее ребенок вырос гением? Ну, или не гением, а просто талантливым, способным человеком, который сможет с удовольствием заниматься любимым...

Чем развлечься в дождливую погоду

8.3.2012
Журнал «АИСТЕНОК», 2004, 9 Чем развлечься в дождливую погоду. За окном, который день серая дождевая завеса. Скучно и грустно. И ребенок ваш совсем извелся. Книги и телевизор ему наскучили...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2019