Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Развиваем мышление

4.3.2012

Журнал «Аистенок» 2005, №3

Развиваем мышление
(до трех лет)


«Когнитивное развитие», развитие мышления – звучит очень серьезно и родителям кажется, что развивать мышление крохи под силу только специалисту: педагогу или психологу. И уж, конечно, не в первые месяцы или годы, а ближе к школе. А вот и нет! Проще всего это делать в первые три года, именно в это время связи между клетками мозга формируются наиболее активно. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам  80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться, но именно в первые три года должна образоваться прочная база. А поскольку развитие мышления – важное условие успешного развития речи, так что вдвойне есть ради чего стараться: учить малыша обобщать, сравнивать, искать сходство и различие, копировать, находить и прятать, складывать в определенную последовательность, замечать мелкие детали. Все это совершенно необходимо в освоении мира и языка.
Мышление ребенка в первые три года непосредственно связано с восприятием – малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от их взаимодействия) дают малышу очень важный чувственный опыт, на основе которого потом развиваются более сложные формы мышления. Очень важное значение в это время имеют действия, которые психологи называют соотносящими. Это такие действия, во время которых ребенку необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов: форму, величину, твердость, местоположение и т. д. (например, когда мы предлагаем ребенку предметы с противоположными качествами: большие и маленькие, пушистые и колючие, гладкие и шершавые, просим определить, какого цвета игрушка, найти маму для детеныша и т. д.).
Причем вначале малыш не может соотнести предметы зрительно (такая способность формируется только в 2-2,5 года), ему нужны практические пробы, он вначале будет втискивать деталь в заведомо маленькое отверстие. И только повторив действие много раз, догадается, что деталь слишком большая, для нее нужно подобрать соответствующее отверстие. Наберитесь терпения, это взрослому видно, что одно меньше другого, и попытки ребенка кажутся бессмысленными, но для него это не просто игра, а серьезная работа. В этом ему могут помочь игрушки, которые иногда называют самообучающими: пирамидки, матрешки, кубики, коробочки с прорезями для определенных фигур, рамки-вкладыши.
В 2-2,5 года ребенок начинает подбирать детали на глаз, например, колечко от пирамидки может стать образцом, с которым ребенок зрительно (без примерки) соотносит остальные колечки. Постепенно ребенок учится сравнивать предметы с образцами, но не только реальными, но и представленными. Например, круглый предмет – это мячик, а треугольный похож на елочку.


Вкладыши
Самое простое, с чего можно начать вкладывание, это баночка или кастрюлька, в которую собираются остальные предметы. Вначале малыш любит только вытаскивать и разбрасывать, но постепенно учится и собирать. Затем научите ребенка перекладывать из одной емкости в другую: из кастрюльки в корзинку, из корзинки в мешочек и т. д.
Возьмите коробочку, прорежьте в ней два-три отверстия, например, для квадрата и шарика (кубик не должен пролезать в отверстие для шарика, а шарик – в отверстие для кубика), пусть малыш пальчиком обведет круглое и квадратное отверстия, затем возьмите соответствующие по размеру кубик и шарик, найдите нужное окошечко.
Приготовьте для ребенка вкладыши (от трех до 12 предметов одинаковой формы, но разного размера: кубики, мисочки, цилиндры, половинки круга), например, несколько стаканчиков, немного отличающихся по размерам, так, чтобы один можно было спрятать под другим. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину. Хорошо подойдут матрешки.
Вначале можно использовать всего два-три предмета, поставить стаканчик, под которым спрятаны еще два перед ребенком. Снимать их по очереди, показать самый маленький, затем снова прикрывать. Приговаривать: «Давай найдем, что у нас прячется…теперь спрячем…» Постепенно увеличивайте число предметов. Затем можно заняться раскладыванием, например вкладывать предметы разного размера (лучше, когда предметы одинаковые по форме и по цвету, а отличаются только по размеру) в мисочки: маленький в маленькую, большой в большую и т. д.
Можно взять два ведерка: большое и маленькое, в каждом из которых будут лежать соответственно большие и маленькие кубики. Ребенок должен достать все кубики, а потом разложить обратно большие кубики в большое ведерко, а маленькие в маленькое.
Постройте башенку из вкладышей, она получается только тогда, когда меньший предмет ставится на больший.
Сделайте (или купите) рамки-вкладыши. Это могут быть двухслойные картонные карточки с рельефным окошком какой-нибудь геометрической фигуры (круга, квадрата, треугольника), которое вырезается на верхнем слое картона. Фигура должна вкладываться в окошко и выниматься из него легко, если малыш выбрал не ту фигуру, позвольте ему убедиться в этом – пусть попытается закрыть окошко.
Сделайте рамку с окошечками одной фигуры разного размера, например, кружочками. Ребенок должен найти соответствующее размеру фигурки окошечко.
Приготовьте по пять больших и маленьких фигур (например, кругов или квадратов, треугольников, овалов), попросите ребенка накрыть большой фигурой маленькую, обратите внимание, что за большой фигурой не видно маленькую.
Собирайте и разбирайте вместе матрешку.
Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей с закрытыми крышками (они должны отличаться размером). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать их сразу открытыми (это сложнее).
Для малыша 1,5-2 лет можно взять две коробки с разными по размеру гайками и шурупчиками, показать ребенку, как можно подобрать и накрутить гайку на шуруп.


Пирамидка
Сначала малыши учатся разбирать пирамидку, затем нанизывать кольца независимо от размера, и только потом разбираются в размерах. Вначале можно просить найти самое большое и самое маленькое колечки (из трех, например).
Если взять несколько пирамидок разного цвета (начните с красного, синего и желтого), можно учиться сортировать колечки одного цвета.
Выкладывайте дорожки из колечек разного цвета, затем в дорожках можно соблюдать определенную последовательность: от большего к меньшему, от меньшего к большему.
Возьмите две пирамидки, одну с круглыми, другую с квадратными кольцами (одинаковыми по цвету), снимите поочередно все колечки, выложите две дорожки из разных колечек, затем соберите пирамидки.
Постройте башенку из колечек от пирамидки, обратите внимание, что меньшее колечко нужно ставить на большее.
Возьмите несколько пирамидок и картонный кружок зеленого цвета, объясните, что зеленый круг – это луг. Поставьте на лужок маленькое колечко. На лужайку должны выйти такие же маленькие кружочки, ребенок прикладывает колечки одно к другому, сравнивает. Затем гулять идут колечки другого размера.


Картинки
Научите ребенка подбирать фигурку к ее изображению, например, возьмите картинки с изображением кубика, шарика, изображения животных, овощей или фруктов (желательно что-то одно) и соответствующие предметы.
Возьмите картинку с изображением чего-либо, разрежьте ее пополам, поищите с ребенком потерянную половинку (так можно, например, искать «чей это хвостик» – петушка, собаки или лисы и т. д.)
Подберите картинки, на которых изображены мамы и детеныши (слон и слоненок, кошка и котенок и т. д.), а еще лучше всю семью, например, петуха, курицу и цыпленка.
Найдите, где домик изображенного животного (подберите парные картинки, для собаки будку, для лисы нору, для лягушки пруд и т. д.).
Чем любит лакомиться зайчик, белочка, медведь и т. д. (подготовьте картинки животных и соответствующие лакомства: орехи, мед, морковку.
Вводите новые названия через «трехступенчатый урок»: сначала объясните, что это такое (например, три игрушки: собака, кошка, медведь), потом спросите, где (например, где кошка, а где медведь), если ребенок ответил правильно, переходите на третью ступень: это кто?, а если нет, вернитесь на первую, снова объясните, кто есть кто.
Смешивайте картинки и просите выбрать только птиц (ягоды, мебель, одежду и т. д.).
Найдите все картинки, на которых изображены круги (квадратики, треугольники) разного размера.
Вырежьте парные предметы одного размера, например, рукавички, раскрасьте их в разные цвета, сделайте разнообразные узоры (одна пара в горошек, другая – в клеточку, третья – в полоску и т. д.), можно наклеить на рукавицы ткани разного цвета фактуры. Попросите малыша подобрать пару к рукавичке, которую вы показываете.
Вырежьте кусочек из картинки или из кусочка ткани, попросите ребенка найти, откуда этот «осколок», чем младше ребенок, тем проще должна быть картинка и само количество картинок – две-три.
Вырежьте несколько матрешек разного цвета, предложите подобрать для каждой матрешки предметы, соответствующие по цвету (бусинки, шнурочки и т. д.).
Вырежьте несколько разноцветных бабочек, отрежьте у каждой крылышко, попросите малыша найти соответствующее крыло для каждой бабочки.


Опережаем
Если ребенок освоил эти основные упражнения и научился сравнивать и сортировать предметы, можно переходить к более сложным заданиям, например, исключить лишнее из некоторого ряда, совместить контуры и т. п.
Предложите ребенку поочередно нанизывать круглые и квадратные бусины или одинаковые по форме и разные по цвету бусины. Со временем можно делать последовательность из нескольких цветов (форм, размеров).
Вырежьте из большой картинки фигурки, затем предложите «вставить» вырезанные фигурки обратно.
Покажите ребенку три флажка (цветка): красный, желтый, синий. Попросите показать, например, не синий и не красный флажок. Также можно просить показать не большой и не маленький мяч, не короткую и не длинную ленточку.
Попросите подобрать пару к каждому предмету: бумаге, вазе, шарфу, лыжным палочкам, блюдцу (карандаш, цветы, шапка, лыжи, чашка)
Попросите ребенка найти лишнюю картинку, например, возьмите картинки с изображением фруктов и барабана или картинки с изображением животных и кастрюли. Должно быть не больше 4-5 картинок.


Наталья Кулакова

Читайте также:

Что делать, если ребенку снятся кошмары?

8.9.2012
Большую часть информации дети получают невербально. Особенно это касается детей до 12 лет. Они более восприимчивы к искренности родителей, сразу же чувствуют напряжение в семье. Когда ребенок постоянно подвергся стрессу, он ощущает дискомфорт, и возрастает вероятность, что ему будут сниться кошмарные сны. Ведь наши сновидения - это бессознательный способ переработки информации, поступившей из реальной жизни. Таким образом наше бессознательное подсказывает, какие проблемы стоит решать в первую очередь.

«Внук мой, Лёнька!»

20.3.2013
«Внук мой, Лёнька!» (Семья, дети) Сегодня возникло у меня желание поведать некоторые истории про моего любимого внука, мальчонку совершенно удивительного, чрезвычайно неординарного, просто необычного....

Интуиция для детей и их родителей

4.3.2012
Журнал «Аистенок» 2005, №3 Интуиция для детей и их родителей. Интуиция – сверхчувственное, тонкое, чуткое восприятие. Всем нам случалось хотя бы раз действовать, поддавшись...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018
Создание сайта kononov.studio