Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Пустите меня на свободу!

15.2.2012

Журнал «АИСТЕНОК», 2004, 10

Пустите меня на свободу!


Издавна было принято пеленать детей, причем думали, что чем тщательнее ребенок завернут, тем лучше. Применялись так называемые свивальники — длинные узкие полосы ткани, которыми обвивали младенца поверх пеленок. Считалось, что при этом ребенок будет спокойным, а когда подрастет — станет красивым и стройным. В таком положении движения были невозможны, а сам малыш, по образному выражению английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома, «напоминал постельный валик, в котором все перья сбились на один конец». Возможно, древний инстинкт когда-то очень давно подсознательно диктовал матери стереотип поведения: обездвижить дитя, чтобы отвлечь от него, спрятать от покушения, скажем, хищника, который реагирует обычно на движущуюся добычу. Все живые существа прячут своих детенышей в гнездах, норах, яйца зарывают в песок. На Руси существовал обычай прятать детей чуть ли не до года «от дурного глаза» и всяких напастей. Некоторые горные племена и сейчас прячут грудных детей в темных чуланах.
Впоследствии свивание сочтут вредным, диким обычаем. На смену свиванию пришло тугое пеленание, когда старались выпрямлять ноги и руки, тем самым насильственно изменяя физиологическую (то есть естественную) позу ребенка. Тугое пеленание не только стесняет движения: в таком положении у малыша затрудняется дыхание, нарушается кровообращение.
В последнее время высказываются сомнения в необходимости пеленания вообще — предлагается практически сразу после рождения надевать на младенца кофточки, ползунки, комбинезоны, а если позволяет температура окружающей среды, то и вовсе оставлять ребенка в легкой распашонке и подгузнике. Но многие родители, особенно те, которые прислушиваются к советам более старшего поколения, не отваживаются «следовать моде». Нас пеленали и ничего, это проверенная временем методика, да и спокойнее ребенок, если его завернуть-запеленать. «Лежит себе, тихонько посапывает, маме отдохнуть дает». Спит. А что ему остается делать? Только нужно ли урезонивать детскую активность в столь раннем возрасте?
Привычная поза
Ребенок «помнит» тот комфорт, который он испытывал, находясь внутри материнского организма: Внутри организма матери ребенок находился в ограниченном пространстве, в типичной для этого периода развития эмбриональной позе: голова наклонена к груди, конечности согнуты и прижаты к передней поверхности тела. Эмбриональная поза оптимальна для нормального течения родов. Да и новорожденный занимает совершенно определенную позу, как бы сворачиваясь калачиком. Крошечные кулачки сжаты, ручки и ножки согнуты, голова «смотрит» внутрь. Физиологи объясняют это большой активностью мышц-сгибателей по сравнению с мышцами-разгибателями. К тому же так легче сохранить тепло. Это поза естественна, а не давая малышу «свернуться», мы боремся с самой Природой.
Поза «лежа на спине» – физиологически самое невыгодное положение. В жизни лежачее положение – чаще всего – символ слабости. Не случайно умирание у многих животных, птиц, насекомых и рыб связано с переворачиванием на спину. Если животных после большой физической нагрузки класть на спину, у них затрудняется дыхание, нарушается гемодинамика, иногда начинаются судороги, они долго не приходят в себя и могут погибнуть. Кстати, в тренерской практике замечено, что если спортсмен после интенсивного бега, не отдышавшись, ложится на спину, у него резко нарушается жизнедеятельность, особенно работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Врачи-реаниматоры также заметили такую особенность: если тяжело больные подолгу лежат на спине, их жизнеспособность заметно снижается.
Целый коллектив физиологов под руководством Ильи Аршавского исследовал эту проблему. Согласно их рекомендации одежда должна помогать младенцу сохранить естественную и физиологически необходимую для него позу сгибательной гипертонии. Выравнивание и пеленание ребенка, особенно в положении на спине, мешает скелетным мышцам полноценно производить тепло, увеличивает поверхность теплоотдачи, не дает маленькому человечку полноценно развиваться.
Поэтому вместе с понятием «свободное вскармливание» появилось «свободное пеленание». Основной принцип свободного пеленания — не ограничивать движений ребенка и дать ему возможность занять удобное положение. Не надо путать термины «свободное» и «широкое» пеленание. Широкое пеленание — это выполняемый с лечебной целью специальный ортопедический прием, который используется при патологии тазобедренных суставов. Однако пеленать широко (ножки максимально разведены в стороны) можно только при свободном пеленании, выпрямлять ноги категорически нельзя. Ведь вывих или подвывих тазобедренного сустава не всегда можно распознать сразу после рождения, тугим же пеленанием можно лишь усугубить проблему. В то время как «широкое положение» лучшая профилактика, возможность поправить положение. При свободном пеленании руки оставляют свободными. Ноги не выпрямляют: ребенок должен свободно двигать ногами.
Движение – это жизнь?
«Раннее развитие движений – почти нераскрытый резерв необъясненного пока, но столь же несомненного развития УМА ребенка» – писал Борис Павлович Никитин в своей книге «Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней». Между развитием интеллекта и развитием движений существует удивительная зависимость: для нормального развития мозга в младенчестве необходимо прежде всего движение. Доказано это множеством экспериментов: дети, которых с рождения не ограничивали, а наоборот, учили плавать, ползать и ходить, делали с ними гимнастику, опережают своих сверстников и по интеллектуальному развитию. Может, поэтому появилось новое поколение детей, которое очень и очень отличается от предыдущих поколений: дети, которые в два-три года учатся читать и считать, рисуют и лепят, поют, играют на музыкальных инструментах, уже никого не удивляют. Их не ограничивали в свободе.
«Успеет еще, подрастет, будет двигаться» – возразят многие. Зачем так рано? У младенца, появившегося на свет, проделавшего нелегкий путь по родовым путям, процессы возбуждения некоторое время преобладают над процессами торможения – у малыша повышенная рефлекторная возбудимость. Это инстинкт самосохранения, иначе человек просто не выживет, а проявляется это в резких вздрагиваниях с разведением ручек, постоянном плаче и частых криках, срыгиваниях и т. д. Кроме того, у большинства детей первых месяцев жизни отмечается нарушение мышечного тонуса. Ограничивать их движения ни в коем случае нельзя. В ползунках или комбинезонах, в которых дети получают возможность свободно двигаться, они ощущают себя комфортнее, чем в пеленках. Что же происходит, если искусственно ограничивать двигательную активность крохи? Когда не работают нормально мышцы человека, перестают нормально функционировать и другие системы организма: лимфатическая. Нервная, дыхательная, тормозятся все процессы.
Почему нельзя пеленать и «успокаивать» ребенка во время сна? Вот как отвечает на этот вопрос профессор Аршавский: «В первые недели жизни ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный (пусковой механизм) двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50 – 60 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении».
Во всех государствах, поддерживающих принципы Всемирной организации здравоохранения, детей не принято скручивать уже в роддоме. Кстати, ухаживать за ребенком, который «носит» ползунки, легче, чем при использовании пеленок. Правда, его труднее «нейтрализовать».
Сто одежек?
Новорожденный – удивительное создание. Обычно рекомендуется его укутывать потеплее, так как «механизмы терморегуляции у него еще не совершенны», существо это принято считать, слабым, нежным и беспомощным, хотя оно и может выжить в условиях нечеловеческих, попав, например, к диким животным. Перекутанный же, в нескольких пеленках, чепчиках и одеяле, ребенок, не сможет противостоять простому сквозняку или солнышку. Кроме того, укутав малыша, мы угнетаем механизмы естественной терморегуляции ребенка, его феноменальные возможности приспосабливаться буквально к любым условиям: у финнов повитуха водила роженицу в жарко натопленную баню и парила там хорошенько, потому что считалось, что распаренные, мягкие ткани способствуют успешному течению родов. У некоторых народов новорожденных обмазывали глиной, у других – маслом, у третьих обязательно крестили в проруби, обмывали холодной родниковой водой. У якутки малыш мог родиться на стойбище при сорокаградусном морозе. И все выдерживали младенцы, а все за счет механизмов адаптации – приспособления к окружающей среде. Достаточно одной недели для того, чтобы механизмы физической терморегуляции свернули свои функции за ненадобностью.
Не нуждается новорожденный в таком количестве одежек, которые рекомендуется ему надеть, а холодные ножки в прохладной комнате должны обрадовать родителей, – меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма, работают, значит, врожденные термоадаптивные механизмы. Определять, замерз ли ребенок, нужно ощупывая не ручки и ножки, а плечо малыша.
На улицу же вполне достаточно надеть еще один «слой» к тому, что есть на вас, например, если надета рубашка и кофта, малышу подойдут две рубашки и кофточка или распашонка и легкий комбинезон. Никитины же и на улице советуют одеваться легче всех окружающих, а в теплую погоду – отпускать детей гулять голышом. Осторожность следует соблюдать в первые месяцы лишь с детьми, родившимися недоношенными – их система терморегуляции может быть незрелой.
Вспомните, наконец, картины, изображающие мадонну с младенцем. Ни на одной из них нет укутанного в сто одежек малыша. Требования эстетики или реальность?
Личность с пеленок
Конечно, ребенок вырастет, в пеленках ли, в ползунках ли, голышом. Но уже известно, как важны первые впечатления, то, как его встретил мир. С первых минут жизни, сразу после рождения включается в работу механизм импринтинга, или запечатления. Если после рождения ребенка положили на живот к маме, дали вкусить свободу движений – это одно, а если туго спеленав, унесли от мамы – совсем другое.
Положение же на спине, да еще без возможности шевельнуться – это положение мертвого, побежденного, больного, слабого. Некоторые психологи считают, что положение на спине и невозможность свободно двигаться начинает формировать рабские чувства, психологию подчинения. Не оттого ли многие поколения туго спеленутых младенцев вырастали послушными чужой воле приспособленцами и лишь единицы – яркими личностями? Упасть на спину – это, как правило, признать поражение, отказаться от борьбы, а в биологическом плане это – свертывание жизненно важных функций. Лучше укладывать новорожденного на животик или на бочок, освободив ему ручки и ножки, на животе он старается приподнять головку, тренируется (задохнуться он не может, так как у младенцев рефлекс поворота головки).
При подготовке материала была использована книга Б. П. Никитина «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней»

Читайте также:

Первое приданое малыша

15.2.2012
Журнал «АИСТЕНОК»,  2004, 4 Первое приданое малыша Ах, как тут устоять, когда в магазинах полно микроскопических комбинезончиков и носочков, кофточек и шапочек, пустышек и бутылочек,...

Коварство комфорта

15.2.2012
Журнал «АИСТЕНОК», 2004, 10 Коварство комфорта Один из важных критериев, по которому оценивают новорожденного, его физиологическая зрелость, готовность к переходу в новые условия жизни...

Грудничковый день.

15.2.2012
Журнал «АИСТЕНОК»,  2005, №3 Грудничковый день. Вопрос: Я поволновалась, и у меня стало меньше молока. Моя мама два раза докормила сына в перерыве между кормлениями смесью из бутылочки....
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018