Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Первый раз – в первый класс

7.2.2012

Журнал «Аистенок», 2003, №9


Первый раз – в первый класс.
Но не в первый попавшийся!


Каждый родитель понимает, что отправляет любимое чадо на 11 лет в особую страну со своими правилами, с особой, неторной дорогой к образованию. И какой будет эта дорога, зависит прежде всего от начальной школы.
На сегодня начальная школа работает по самым разнообразным программам и проектам. Среди самых популярных - традиционная начальная школа, система Л.В.Занкова, система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Но есть и другие: "Школа 2000..." - "Школа 2100", "Гармония", "Начальная школа 21 века"…Что же реально они могут дать ребенку и в каком случае нужно отдать предпочтение именно им?
Но прежде всего необходимо отчетливо понимать, что любую систему и любую методику можно «загубить», если конкретной Марь - Иванне не досуг задуматься о личности каждого малыша, впервые вошедшего в школьный класс. Поэтому мы хотим сразу подчеркнуть, что в идеале, то есть так, как задуманы системы обучения их авторами – Л.В.Занковым, Н.Ф.Виноградовой, А.А.Леонтьевым, Л.Г.Петерсон, Н.Б.Истоминой, В.В.Давыдовым и другими – каждая модель действительно является и развивающей, и разноуровневой, и ориентированной на личность ребенка…
Поэтому первое правило родителя, пожелавшего, чтобы его чадо училось по какой-то суперинтересной и эффективной программе, должно гласить: «Узнай, где, как и под чьим руководством учителя данной школы осваивают эту методику». Возможно, школа является базовой для группы авторов, возможно учителя проходили специальные курсы повышения квалификации с личным участием корифеев и т.п. – в этом случае велики шансы, что Ваше дитя испытает на себе модель обучения и развития в «первозданном» виде. А вот если администрация школы затрудняется пояснить этот вопрос, если вам сообщают, что Ваш ребенок попадет в класс, где подобный эксперимент ставится впервые в истории школы и в трудовой биографии учителя, надо быть осторожнее.
Несмотря на многочисленные заверения, что учиться по программе развивающего обучения может каждый ребенок, ряд учителей ожидают, что к ним в первый класс придут дети, умеющие читать, считать и чуть ли не говорить на иностранных языках. Некоторые программы школьного курса взаимосвязаны с садиковской программой (например, модель обучения «Школа 2000…» прямо говорит о том, что курс обучения математике и русскому языку в первом классе является продолжением соответствующих курсов, освоенных ребенком в садике). А это значит, что, если садик, где учился Ваш малыш, по такой программе не работал, то и в первый класс по данной системе обучения ему идти не стоит.
Программа «Школа-2000…» хорошо подходит детям, приученным к систематическому труду. Она ориентирована на достаточно высокий уровень овладения теорией и практикой по основным предметам. Правда, в идеале программа должна быть многоуровневой, то есть, каждому ребенку предоставляется возможность осваивать материал в своем темпе и по своей системе. К тому же в данной методике провозглашен принцип «Каждый ребенок может узнать максимум, но должен освоить минимум». Все это выглядит весьма привлекательно, но на практике иногда желание педагога продемонстрировать свои достижения перед изумленной публикой заставляет его отступать от этих замечательных принципов.
Что касается учебников, они нигде не подкачали: к каждому курсу прилагаются замечательные пособия, написанные живым языком, с яркими картинками, вызывающие желание взять их в руки и скорее прочитать до конца…Но тем болезненнее может стать переход из начальной школы в среднюю, когда на смену книжкам-друзьям приходят книги - суровые наставники и контролеры…И это еще один вопрос, который должен задать родитель по поводу будущего своего ребенка: есть ли в школе преемственность между начальной и средней школой, работают ли учителя 5 классов по программам, адаптированным к подготовке детей, которые прошли инновационные системы обучения? Это вопрос очень больной, и в редких случаях Вы получите на него утвердительный ответ. А это, увы, должно заставить очень и очень серьезно призадуматься. Ведь не обеспечив малышу перспектив «мягкого» перехода из 4 класса в 5 вы обрекаете себя и его на слезы и разочарования: как же так, первые годы в школе он был чуть ли не отличником, а теперь начались сплошные проблемы, и оценки оставляют желать лучшего… Особенно болезнен такой переход при обучении по системе Занкова, недаром энтузиасты этого направления столько лет бились (и достаточно успешно) за разработку по той же методике курсов школы среднего звена.
Дело в том, что эта система – одна из самых нестандартных из всего новаторского спектра. По ней можно смело отдавать учить ребенка-непоседу, малыша, которому трудно сдерживать эмоции. Если родитель ждет от школы, что здесь ребенка «возьмут в руки» и «научат трудиться», то внешняя обстановка урока по системе Занкова – Давыдова может его изумить и даже напугать: в первом классе здесь нет оценок, тему урока дети могут определить сами, изменив планы учителя, а учитель при этом вполне сознательно учит ребенка «иметь право на ошибку».. Если Вы из тех пап и мам, которые говорят учителю «Вы уж там построже с ним…», лучше не рисковать. А вот в противном случае – можно попробовать, но, опять-таки, надо понимать, насколько глубоко владеют учителя этим методом. Иногда, в случае переезда семьи и вынужденной смены школы, новым учителям знания ребенка, учившегося по системе Занкова, могут показаться не слишком фундаментальными. Это и понятно: ведь здесь дети учатся осваивать мир самостоятельно, ничего не принимая на веру, ставить собственные эксперименты и делать собственные выводы. И если у малыша не развита «творческая», экспериментаторская жилка, окажется на этих уроках трудновато…
Авторы модели обучения «Гармония» ставили перед собой задачу перодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
И в целом им это удалось. Учебники этой системы обучения преодолевают многие недостатки традиционных подходов (например, вместо сухого изложения математических понятий здесь живые диалоги двух постоянных героев – Маши и Миши, учебник русского языка учит в первую очередь не применению правил, а умению говорить на родном языке). С другой стороны, курсы, разработанные авторами достаточно фундаментальны так что не возникает опасений. что выпускник начальной школы, работающей по этой методике, будет достаточно «конкурентоспособен»в средних классах. И все же, приходится подчеркнуть, что, чем интереснее и оригинальнее программа, тем больше сомнений.
А чем Вам не нравится традиционная начальная школа? Не кажется ли Вам, что в сегодняшней бурной жизни никто и нигде не подстелил нашему ребенку соломки – ни при поступлении в вуз, ни при приеме на работу. Он всегда будет должен пробиваться и доказывать, что он может выдержать стандартные требования и при этом остаться сам собой, уникальной и яркой личностью. Конечно, если Вы считаете, что родители и должны стать той самой «соломкой» и непременно предоставить своему малышу все самое лучшее, стоит повозиться и выбрать нечто неординарное. Но если это не так, может быть, дать маленькому человечку возможность видеть этот мир таким, каков он есть – а именно миром, где мало найдется людей, равных А.А.Леонтьеву или Д.Б.Эльконину, но котором зато есть некая Татьяна Петровна или Марина Степановна, и она просто ДОБРАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА… И вот это обязательно. Такую справку вам, конечно, не даст администрация школы – тут стоит спросить знакомых, бывших учеников, вчерашних четвероклашек…И тогда – почему бы и нет? – пусть ребенок берет в руки Букварь, трогательно похожий на тот, что и Вы когда-то держали в руках, и пусть осваивает и школьную, и жизненную премудрость «с нуля». Если, конечно, он не Моцарт. Моцарта все же жалко загонять в стандартные рамки, но про это мы уже сказали – это к «занковцам» или в «Гармонию».
А вот юного Эйнштейна не поленитесь отдать в «Школу 2000…» или в классы, работающие по системе Эльконина, которая исключительно подходит для формирования аналитического склада ума, собственно, она и построена на принципах освоения материала через дедуктивные и индуктивные цепочки. Кстати, в этом случае не стоит стремиться, чтобы ребенок мел читать до поступления в школу, тогда он потеряет счастливую возможность поработать по уникальному букварю, созданному авторами методики.
Итак, что должны узнать ответственные родители, прежде чем отдать ребенка в первый класс:
 Уточнить, по какой программе он занимался в садике (если посещал таковой)
 Определить особенности характера малыша (труженик он или непоседа, яркая творческая личность, будущий ученый или экономист, стеснителен он или раскован, робок или способен за себя постоять) и еще раз взвесить, что мы сможем сформировать в нем, выбирая тот или иной подход к его обучению
 Выяснить, есть ли в школе психолог и какое он принимает участие в приеме детей в первый класс, дает ли свои рекомендации, сопровождает ли потом первоклассников на первом этапе обучения
 Разузнать, добрый ли человек учительница N, как вспоминают о ней ее прежние ученики, охотно ли другие, более информированные родители, отдают к ней своих детей.
 Если мы выбрали нестандартную систему обучения, надо обязательно выяснить, который раз учитель ведет обучение по этой методике, есть ли у него хотя бы два выпуска, где и как он осваивал данный метод обучения, общался ли лично с авторами или наиболее яркими последователями данной системы
 Есть ли в школе учителя среднего звена, готовые принять выпускников начальной школы, работавших в нестандартной методике
 Не собираемся ли мы переезжать так далеко, что не сможем сохранить ту же школу и тот же класс, и реально ли в других районах найти аналогичные программы
 И, наконец, насколько мы сами терпимы к новинкам и экспериментам, не начнем ли требовать от учителя вести себя так, как наша незабвенная первая учительница Клавдия Спиридоновна, у которой все ходили «по струнке»…
И еще один совет: все, что Вы узнаете и все, что Вы делаете при поиске и выборе школы, должно быть известно и вашему малышу. Пусть он будет в курсе ваших усилий, пусть переживает, когда же Вы сможете ответить на тот или иной вопрос. Ведь есть такой маленький секрет: ничто так не способствует успеху ребенка в начале его школьной жизни, как его собственное горячее желание в эту жизнь окунуться…Помогите ему пережить поиск школы как увлекательное приключение, какое и не снилось «последним героям» нашего телевидения, и Вы увидите, что его глаза будут гореть ожиданием встречи с учебниками Эльконина и Давыдова, Виноградовой и Петерсон, Занкова и Истоминой, со своим учителем и своим классом.

Читайте также:

Народной интернет-энциклопедии Wikipedia 10 лет!

2.3.2013
Стоит ли доверять знаниям, почерпнутым в Сети, - решать вам

Как выбрать кружок и секцию?

7.2.2012
Журнал «Аистенок», 2002, №7 Как выбрать кружок и секцию? Многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. Увы, очень часто ретивые родители...

Взрослая жизнь

17.10.2012
Взрослая жизнь (Отношения с взрослыми детьми) Август. Дети уже не школьники и даже не абитуриенты. Студенты! Студенческая вольница, свобода! Свобода от родительской опеки, свобода неограниченная (как...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018