Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Меню для дошколят

17.1.2012

Журнал «Аистенок», 2003, №9

Кристина Чумикова

Меню для дошколят

Еще совсем недавно ваше сокровище пробовало свою первую ложечку фруктового пюре и недовольно морщилось от непривычной пищи. А теперь малыш стал совсем взрослым – пора в детский сад. Там уже не будет маминых сырников и бабушкиных пирожков. Кроха впервые окажется за общественным столом, и к этому виду трапезы его стоит основательно подготовить.
Будет ли малыш есть в детском саду? Это зависит не только от обслуживающего персонала дошкольного учреждения, но и от родителей. В первые дни общественной жизни дети нередко отказываются от еды, причем по многим причинам. Например, лишить кроху аппетита могут: напряженное эмоциональное состояние, непривычные блюда, неумение есть самостоятельно. Поэтому, готовясь к посещению детского сада, стоит заранее подумать об этой проблеме.
Для начала нужно приблизить домашний режим питания к детсадовскому. В дошкольных учреждениях, как правило, завтрак — в 8:30; обед в 12:00 — для младших дошкольников и в 13:00 — для детей 5—7 лет; полдник — в 15:00. Ужинают малыши дома. Оптимальное время для вечерней трапезы — 19:00. Перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин, который может состоять из кефира с булочкой. Некоторые садики, особенно частные, могут практиковать индивидуальный распорядок дня. Поэтому график кормления малыша лучше согласовать с тем детским садом, в который он будет ходить.
Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно, так, чтобы для малыша перемены в обычном распорядке дня не были сильно ощутимы. Ребенок тяжело отвыкает от сложившегося стереотипа. При резкой смене «питательного» графика кроха может отказаться от еды; ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10–15 минут, причем начинать подобные изменения стоит, как минимум, за два месяца до того, как маленький впервые переступит порог дошкольного образовательного учреждения.
Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае домашний режим питания стоит установить сразу же после того, как кроха начнет жить по общественному распорядку. Детсадовского режима питания следует придерживаться вплоть до школы.
В детских садах обычно составляется одно общее меню для детей в возрасте от 1 до 3 лет и для малышей в возрасте от 3 до 7 лет.
Каждое детское учреждение, по нормам Института питания, должно иметь два сезонных меню: зимне-весеннее и летне-осеннее. Составляя меню, как правило, на две недели вперед, работники кухни в детском саду учитывают:
1. Суточный набор продуктов для каждой возрастной группы.
2. Объем порций.
3. Время приготовления блюд.
4. Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд.
5. Нормы потерь при холодной и тепловой обработке.
6. Данные о химическом составе продуктов и блюд.
Разработкой меню в детском саду занимается целый состав специалистов. При составлении дневного рациона в первую очередь они заботятся о наличии в нем главного строительного материала — белка. Источники белка животного происхождения — мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.
Большую часть жиров в суточном рационе ребенка представляют жиры животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15—20% от общего количества жира в суточном меню ребенка.
Рафинированные источники углеводов — сахар, варенье, мед, кондитерские изделия — не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах удовлетворяется за счет крупы, хлеба, макаронных изделий, и, самое главное, овощей и фруктов.
Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов выделяют желудочный сок и усиливают аппетит. Они полезны детям ослабленным, болезненным, с пониженным аппетитом. В меню также включены свежая зелень петрушки, укропа, сельдерея, кинзы, а также лук и чеснок.
Некоторые продукты ребенок должен употреблять ежедневно — это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшей степени — мясо. Яйцо обычно дают через день, творог – через два дня по 100—150 г, рыбу один раз в неделю по 150—170 г. Один раз в неделю малыши едят вегетарианский или рыбный суп.
В меню на каждый день не повторяются блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир готовят овощи, а не кашу или макароны. Детям с плохим аппетитом работники детского сада обычно предлагают салат из сырых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.
Очень важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задерживается в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.
Разработанное меню предварительно опробуют в работе в течение двух недель. За это время в него иногда вносятся изменения.
Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидслужбы в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения в коллективе желудочно–кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравлений. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.
Процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно, когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.
За каждым ребенком в саду закреплено постоянное место за столом, а воспитатели должны заботиться о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми приборами. Каждой возрастной группе детей соответствует своя мебель. К детской посуде также специалисты предъявляют достаточно жесткие требования. Среди них: устойчивость, удобство и соответствие объемам порций.
В детском саду объем предлагаемых ребенку блюд нормирован. Объем пищи рассчитывается с учетом возраста дошкольника. Так, суточное потребление продуктов в граммах для детей составляет:
1-1,5 лет — 1000-1200 г;
1,5-3 лет — 1200-1400 г;
3-4 лет — 1700-1850 г.
Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление.
Маме также, накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, стоит учитывать его возраст. Тогда объем получаемой ребенком пищи в саду и дома не будет сильно отличаться.
Желательно постепенно отучать малыша от еды между кормлениями: ведь приносить съестное в детский сад не разрешается.
Рацион питания ребенка лучше составлять с учетом меню детского сада.
В выходные дни в рацион малыша необходимо включать мясо, хлеб, овощи, фрукты, соки или витаминные напитки. Не следует предлагать одни продукты чаще других. Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение какого-то определенного вида пищи, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.
В возрасте от 1,5 до 3 лет, рацион питания малыша должен быть уже довольно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое супы, борщи, пюре, компоты и прочее. Ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома.
Придерживайтесь и некоторых правил в готовке. Блюда в детском саду нежирные; в основном готовятся на растительном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями. После подобных приправ желание есть простую пищу у ребенка пропадет, не говоря уже о том, что такая еда опасна для неокрепшего детского организма. Если дома во взрослой кухне принято готовить блюда с приправами, то для малыша необходимо составить отдельное меню.
Одна из причин отказа детей от еды в детском саду — неумение пользоваться вилкой или ложкой. Если малыш после 1,5 лет все еще ест с вашей помощью, постепенно приучайте его к самостоятельности. Задолго до детского сада он должен перестать получать еду из бутылочки. Ребенок, пришедший в дошкольное образовательное учреждение, должен уметь пользоваться ложкой и вилкой, аккуратно пить из чашки. Замечено, что дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться и пр.), значительно быстрее адаптируются к новым условиям.
Воспитатели отмечают, что новички едят довольно медленно и выходят из-за стола последними. В процессе еды их многое отвлекает. Поэтому дома двухлетнего кроху почаще сажайте за общий стол. Кроме того, попробуйте пригласить на обед других ребятишек. Трапеза в обществе ровесников – неплохой опыт для малыша.
Обращайте внимание на то, как долго ребенок находится за столом. В детском саду кормление занимает не более получаса. Малышу стоит еще в домашних условиях научиться завершать трапезу за это время.
Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникают у малышей ясельного возраста. Родителям этих крошек стоит уделить особое внимание психологической подготовке к садику, ведь эмоциональное состояние, как известно, влияет на аппетит.
С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.
Первые дни пребывания ребенка в детском саду — самые тяжелые. Незнакомый коллектив, отсутствие мамы, смена привычного уклада жизни... Все это сказывается на эмоциональном состоянии малыша. Как следствие, снижается аппетит, а у детей ранимых, с неустойчивой нервной системой он может и вовсе отсутствовать. Мало того, ребенок может отказываться от еды не только в детском саду, но и дома.
Поэтому питанию малыша в первые дни посещения им детского сада следует уделять больше внимания. Специалисты советуют в этот период дома готовить для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Вместо привычных макарон и каш, попробуйте предложить маленькому салатик или запеканку. Обязательно в рацион малыша стоит включить фрукты, соки (лучше свежевыжатые), кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, педиатры рекомендуют давать ему витаминные препараты.
Откажитесь на время от поощрений типа чипсов, шоколада и прочих сладостей за хорошо проведенный в детском саду день. Они не обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, перебивают аппетит ребенка, так, что он может отказаться от полноценного ужина дома.
А вот завтраком в первые дни кроху лучше кормить на привычной родной кухне, затем предупредив воспитателя о том, что малыш уже поел.
Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Продукты, бывшие в дневном рационе крохи, за ужином лучше не повторять.
При поступлении ребенка в группу, предупредите воспитателя о привычках своего сокровища. Для новичков в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш кроха, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его — обязанность воспитателя или няни. Помните, что заставлять малыша делать что-то по-новому — нельзя. Это вызовет у него отрицательное отношение к детскому саду и, соответственно, нежелание его посещать. Новые привычки и умения закладываются постепенно. Если вы не смогли сформировать их до детского сада — не спешите!
Чем раньше вы начнете готовить кроху к детскому саду, тем легче он привыкнет к новым условиям. Ведь только от вас, уважаемые родители, зависит, как адаптируется малыш в своем первом коллективе.

Читайте также:

Рыба

17.1.2012
Журнал «Аистенок», 2003, №10 Наталья Рыжова Рыба - это вкусно! Рыба - продукт удивительный. Рыбная кухня настолько разнообразна, что воистину годится на все случаи жизни. Из рыбы можно...

Мороженое

17.1.2012
Журнал «Аистенок», 2003, №6 Кристина Чумикова Замороженное счастье Лето – особая пора для маленьких и больших сладкоежек. Ведь именно в это время года можно без остановки есть...

Соперничество

26.5.2013
Соперничество (Детская психология) Воспитание ребенка – процесс непростой и длительный. Воспитанием в семье, понятно, дело не ограничивается – окружающая среда, школа, улица – весь мир вообще, оказывает...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018
Создание сайта kononov.studio