Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Детская память

12.1.2012

Журнал «Аистенок», 2003, №9

Елена Рассказова
Детская память

Удивительная штука детская память, но еще более вещь эта – благодарная. Самые теплые, добрые и светлые воспоминания родом из детства. Где все просто и понятно, где хочется, чтобы рядом всегда была мама – ласковая и заботливая, и обязательно папа – уверенный и сильный. Где очень ждешь и скучаешь, когда их долго нет, а если совсем плохо, то можно уткнуться в домашний мамин халат, укрыться от всех бед этого мира и вдыхать только этот запах, хорошо знакомый и такой родной.
Из беседы с психологом Светланой Белкиной:
- Дети, конечно, очень скучают по родителям, даже если рядом с ними большую часть времени находится близкий человек, например, бабушка. Особенно, нехватка родительского внимания ощущается при современном ритме жизни, где зачастую не только папа, но и мама бывают заняты на работе и не могут уделить детям достаточно времени.
В первую очередь таким родителям важно дать понять ребенку, что он есть и, что он любим. Не стесняйтесь постоянно говорить об этом, ребенку очень важно ощущать себя любимым. Даже если вы устали, найдите минутку, иногда больше и не надо, чтобы заглянуть к ребенку, улыбнуться ему, лишний раз обнять, сказать ласковые слова. Это, то начальное и то немногое, но очень важное, что родители в состояние дать ребенку, даже если очень заняты. Хочется, особенно, обратить на это внимание пап, поскольку они менее склонны к проявлениям любви и нежности к детям. Тем не менее, постарайтесь потратить минутку на то, чтобы посадить ребенка на колени, погладить по голове. Уже давно доказано, что у детей, в особенности у девочек, от недостатка папиного внимания в дальнейшей жизни могут возникнуть проблемы при общении с противоположным полом. И еще очень важный момент – при таком телесном контакте, когда ребенок ощущает сильные папины руки, он не чувствует себя одиноким и беззащитным. Это развивает уверенность в себе.

Научитесь слушать своего ребенка. У вас должно быть на это время, вряд ли есть способ лучше для создания хороших отношений с ребенком, чем внимание к его словам. Любое умение - это навык, возьмите за правило каждый день хотя бы 10 минут выделить для того, чтобы выслушать ребенка. Ничего не советуя, не ругая, не поучая – просто слушать не перебивая. За этот день он открыл для себя много нового в этом удивительном мире и вас должно радовать, что он спешит поделиться этим именно с вами. Если вы оттолкнете ребенка, то не факт, что в следующий раз он захочет рассказать вам нечто важное. Дайте возможность ребенку быть услышанным и понять – все, что важно для него, важно и для вас.

Обязательно интересуйтесь мнением ребенка, спрашивайте его, куда бы он сам хотел пойти с вами в выходной день. Не ставьте его перед фактом – собирайся, мы едем туда-то, туда-то.
Если ребенок попросит поехать туда, где вы бывали уже не раз, то объясните ему, что вам довольно редко удается провести выходные вместе и лучше поехать в другое, не менее интересное место и заодно узнать что-то новое. Но никогда не отказывайте ребенку, не объясняя, почему вы это делаете. Он может замкнуться, подумав, что с его мнением все равно никто не считается.

Попробуйте провести небольшой домашний тест, направленный на то, чтобы понять все ли в порядке в семье в плане сплоченности и внимания. Приготовьте цветные карандаши, ластик и альбомный лист. Попросите нарисовать ребенка свою семью. А после, посмотрите, какое место определил себе ребенок, где он находится, и вообще, нарисовал ли он себя. Очень часто, к сожалению, бывает, что дети не рисуют себя – это весьма тревожный сигнал, значит, что ребенок чувствует себя отверженным в семье, ему катастрофически не хватает внимания. Возможно, ребенок нарисовал себя очень маленьким по отношению к другим членам семьи, даже собачка или кошка на его рисунке крупнее, или он нарисован где-то далеко в стороне от родителей. Это тоже серьезная проблема и информация к размышлению – ребенок чувствует себя не таким значимым, как остальные. Затем, обратите внимание, много ли на рисунке стираний и штрихов. Если да, то у ребенка повышенная тревожность и внутренняя неуверенность в себе. О внутреннем конфликте говорит и преобладание серых, коричневых, черных тонов на рисунке. Причина та же – недостаток внимания и нехватка времени на разговор, в котором ребенок может высказать все свои тревоги и волнения.
Идеальный рисунок тот, где много разных веселых красок – зеленых, оранжевых, красных, синих, где ребенок нарисован не намного меньше своих родителей, если все держатся за руки, либо заняты каким-то одним общим делом. В такой семье можно говорить о сплоченности и благополучие.

Помните о том, что для ребенка драгоценно то время, которое вы с ним проводите, тем более что его не так много. Ведь совсем необязательно устраивать костюмированные представления и домашние кукольные театры. Будет достаточно, даже если вы просто разрешите ему поиграть рядом с вами. Пусть он построит волшебный замок из разноцветных кубиков с лесенками, башенками, комнатами для всех обитателей. Только потом, когда ребенок попросит вас посмотреть, что получилось, не отмахивайтесь. А еще лучше сами включитесь в игру. Неужели так трудно оторваться от надоевшей говорящей головы на телеэкране и помочь расселить ребенку маленьких гномиков, кроликов и бегемотиков из киндер-сюрприза в этом замке. На самом деле это займет не так много времени. Только нужно быть очень осторожным и внимательным с этой хрупкой конструкцией, построенной вашим ребенком – там все предусмотрено до мелочей. Ни в коем случае не двигайте и не переставляйте кубики, даже если на ваш взгляд один из них валяется где-то в стороне, это может быть ближайшей палаткой, куда гномики будут ходить за чупа-чупсами.

Можно поиграть с ребенком в кляксы. Для этого понадобится не так много – бумага, кисти, краски и вода. Наберите побольше краски на кисточку и стряхните на листок бумаги, а проще – поставьте кляксу. А дальнейшие волшебные преобразования зависят только от вашей фантазии. Можно попробовать свернуть листок пополам, тогда получится красивая бабочка, можно дорисовать кляксу до какого-нибудь животного или человечка. Кстати, психологи говорят, что такая игра снимает напряжение у взрослых после трудового дня. Так что не отмахивайтесь, для вас польза тоже будет. А потом ребенку можно предложить продолжить игру одному. Только когда он будет подбегать и показывать новоиспеченную кляксу-мишку, не проявляйте чисто формальный интерес фразами типа: «Угу, хорошо», а лучше придумайте вместе какое-нибудь забавное имя этому медвежонку.

С пользой для ребенка можно провести и то время, когда вы занимаетесь домашними делами. Главное, опять же, не отталкивать ребенка и сделать его помощником, а не помехой. Конечно, еще многое зависит от возраста. Маленького ребенка можно, например, спросить пока вы моете посуду: «Сколько ты видишь здесь тарелок, а сколько чашек? Какие они по форме (круглые, овальные, глубокие, мелкие)? Что на них нарисовано? А чтобы ты хотел нарисовать на своей тарелке? Польза от такого общения тройная – вы разговариваете с ребенком, ребенок в свою очередь учится считать, различать предметы по форме цвету, фантазирует, а еще в конце и вся посуда чистая. Если ребенок постарше, можно попросить вымыть свою чашку и блюдце, обыграв при этом ситуацию, где посуда – предмет одушевленный и ей на ночь надо тоже умываться, как и детям.

Гуляя, обращайте внимание ребенка на то, сколько вокруг интересного и необычного. Только называйте вещи своими именами. Поправляйте ребенка, если он неправильно назвал тот или иной предмет. Машина – это машина, а не «бибика». Не позволяйте ребенку коверкать слова и не умиляйтесь, если он придумал смешное и легкое производное от слова, которое ему трудно выговорить. Повторите это слово с ним несколько раз и впредь серьезно следите за речью ребенка. От нее зависит дальнейшее развитие логического мышления. Неправильная речь способна притормозить познавательные процессы.
Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя в детском коллективе, насколько легко он общается с другими детьми. Далеко ходить не надо, для этого подойдет ближайшая песочница. Это целый своеобразный мир, где собираются и проявляются разные характеры. Найдите время, понаблюдайте хотя бы недолго, как развиваются отношения и накаляются страсти. Не торопитесь вмешиваться, если назревает конфликт. Вы можете открыть для себя новые качества в своем ребенке. А дома, попытайтесь разговорить его, задавая наводящие вопросы. Спросите, как он думает, кто поступил правильно, а кто нет? Выясните, кого ваш ребенок считает жадным, кого добрым, кого капризным. Каким он видит себя в той ситуации? Обязательно спросите, почему? Пусть он попробует объяснить, тем самым, анализируя и чужие поступки, и свое поведение при этом. Если ваш ребенок был не прав, скажите ему об этом, только не обвиняйте и начните диалог не со слов: « Ты виноват…», а с того, как вы себя при этом чувствовали. Например: «Мне было очень неудобно за тебя, когда ты отнял формочку у девочки». Пусть ваш малыш учится чувствовать ответственность за других людей.

Вечером, когда ребенок соберется спать, ляжьте рядом и повозитесь с ним, как это очень любят дети. А потом расскажите сказку старую и добрую, или пока ребенок еще не спит, придумайте вместе новую. В персонажах этой сказки ребенок будет узнавать и всех людей, с которыми он провел день, и себя самого. Можно разыграть разные житейские истории и с помощью героев сказки смоделировать ситуации, в которых, на ваш взгляд, следует разобраться. Все это проще сделать в игровой форме.

Вам окупится сполна все внимание, которое вы уделяете ребенку, дети очень благодарные. С чем можно сравнить чувство, когда видишь, как навстречу тебе выбегает дочка, обхватывает ручонками, утыкается в живот и вдыхает твой запах, самый родной для нее. Она ждала этого целый день и очень скучала. Или, когда в свой День Рождения, только проснувшись, обнаруживаешь на тумбочке открытку в форме сердечка, сделанную детскими руками, в которой старательно выведено: «Самой любимой и красивой мамочке на свете»!
Поверьте, одна такая открытка стоит и бессонных ночей, и всех сказок, придуманных и рассказанных этими ночами.

Читайте также:

В городе Сочи романтичны ночи! А в Туле - не очень...

4.8.2012
Наш колумнист писательница Татьяна Огородникова размышляет, почему не стоит надеяться на продолжение курортного романа

О детях и о себе...

13.5.2013
О детях и о себе... (Семья, дети) Уж как я любила своих деток, когда они были малышами! Ничуть не перестаю любить их и в нынешнем уже солидном возрасте. Но я и подумать не могла, что именно теперь...

Как противостоять учителям.

18.2.2012
Журнал «АИСТЕНОК»,  2004, 3 Как противостоять учителям. Тактика любящей мамы. Когда мой сын пошел в школу, наиболее сильное впечатление от первого учебного дня на него произвел одноклассник,...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018