Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Зарядка для язычка

12.1.2012

Журнал «Аистенок», 2003, №11

Зарядка для язычка.


Невнятная речь и нечеткое произношение звуков доставляет ребенку много огорчений – малыш не получает радости от общения, он не может применить разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, так как его не понимают окружающие. Родители, как правило, особо не беспокоятся: подрастет – выровняется, – думают они. Но нечеткое произношение не только мешает общению но и приводит к тому, малыш вообще плохо отличает один звук от другого – у него не вырабатывается фонематический слух, и в школе у него могут возникнуть серьезные проблемы при обучении чтению и письму. Такой ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы пишет другую, пишет так, как говорит. Но в первом классе биить тревогу уже поздновато: основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве.
У детей пяти – шести лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом причинами невнятная речь и нечеткое произношение может быть по следующим причинам:
• Отсутствует правильный образец для подражания (речь взрослых или детей, окружающих малыша, является дефектной или в общении используется большей частью «сюсюканье»).
• Ребенок не различает на слух похожие звуки речи (у него недостаточно развит фонематический слух).
• У ребенка имеются различные нарушения в строении речевых органов (губ, зубов, челюсти, языка, мягкого и твердого неба).
• Недостаточная подвижность органов артикуляции (нижней челюсти, губ и языка).
Внятная разборчивая речь ребенка – это заслуга семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи малыша со стороны родителей и близких является одной из главных причин закрепления невнятной речи, нечеткого, нередко и дефектного произношения звуков. Именно поэтому необходимо, чтобы заботу по формированию и воспитанию правильной и красивой речи на ранних этапах развития малыша взяли на себя его родители. В этот период от родителей требуется «совсем немного» - обращать внимание на произношение малыша и относиться более требовательно к своему собственному произношению.
Говорить с ребенком необходимо неторопливо, слова произносить четко. При общении с малышом взрослым ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка, а также «сюсюкать» с ним. Ведь если вы станете сами подражать ребенку, где он возьмет правильный образец для подражания? А значит, у него не будет развиваться слуховой контроль: способность отличать правильное произношение от неправильного, нормальное речевое развитие будет задерживаться, и эта задержка даст о себе знать уже в первом классе, при обучении грамоте.
Но недостаточно просто поправлять ребенка. Четкое произношение возможно лишь при условии достаточной подвижности и координированности органов речевого аппарата ребенка.
Речевой аппарат– это очень сложная структура с центром в головном мозге. Для того, чтобы малыш правильно произносил звуки, чтобы речь его была разборчивой и понятной окружающим, необходимо чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение - артикуляционную позу. Язык, губы и нижняя челюсть играют главную роль в образовании звуков речи.
При образовании звуков речи каждый орган артикуляционного аппарата принимает определенное положение. И здесь важным моментом в развитии ребенка является способность удерживать артикуляционную позу.
Трехлетний малыш уже может правильно и четко произносить гласные звуки а, о, и, у, согласные звуки м, п , б, т, д, н, в, ф, к, г, х, й
В возрасте после четырех лет мышцы речевого аппарата укрепляются, улучшается подвижность мышц языка, губ и нижней челюсти, движения органов артикуляции становятся более координированными. Развитие координированных движений речевых органов является важным моментом, как в речевом, так и общем развитии малыша.
Звуки в слове произносятся не по отдельности, а один за другим, поэтому органы артикуляции должны обладать способностью быстро и плавно менять свое положение. Важной предпосылкой становления четкой, разборчивой речи и успешного обучения грамоте является способность органов артикуляционного аппарата к плавному переключению с одной артикуляционной позы на другую.
Недостаточное развитие перечисленных выше способностей является одной из причин трудностей обучения грамоте и нередко возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) в школе.
На ранних этапах (после трех - четырех лет) для развития органов артикуляционного аппарата и воспитания четкого произношения звуков речи и слов нет необходимости прибегать к услугам логопеда или выделять для этого специальное время. Предложенные упражнения могут использоваться по дороге в детский сад, на прогулке, во время путешествия в машине, поезде и т.д. Главное, чтобы малышу было интересно, весело. Можно выполнять артикуляционные упражнения под счет, с хлопками, под музыку. Если детей несколько, устраивайте мини-состязания.
Начинать советую с «базовых» упражнений, которые в дальнейшем помогут научить ребенка выполнять любое артикуляционное упражнение без одновременных движений губ.
• « Улыбка ». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук « и »). Удерживать под счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно увеличить до 10.
• « Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно увеличить до 10.
• Чередование « Улыбки» и « Трубочки».


Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.
Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя, перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Важно, чтобы переход от одного упражнения к другому был плавным, торопить ребенка, требовать немедленного выполнения того или иного упражнения нельзя
Упражнения для нижней челюсти:
Широко раскрыть рот и подержать раскрытым под счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно увеличить до 10.
Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Легкое постукивание зубами, при этом губы разомкнуты.
« Заборчик » - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

Упражнения для языка (рот широко раскрыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна):
« Болтушка» - движения языком вперед – назад.
« Часики» - движения языком вправо – влево.
« Качели» - движения языком вверх – вниз.
« Лопатка» - язык широкий, расслабленный лежит на нижней губе.
«Иголочка» - язык узкий, напряженный.
Чередование «Лопатки» и « Иголочки».

В процессе таких игр у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными. Постоянная тренировка мышц речевого аппарата вызывает положительные изменения нервной и мышечной системе, которые определяют развитие речи ребенка.

Кроме того, обязательно нужно научить малыша правильному дыханию, т.к. дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.
Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы:
« Хомячок» - пошмыгать носом (рот закрыт),
«Собачке жарко» - часто подышать с высунутым языком. При этих упражнениях надо чувствовать движения стенки живота.
«Шарик» - носом вдох, живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть животик), ртом выдох – живот на выдохе вбираем в себя. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика будет способствовать формированию правильного звукопроизношения и выработке четкости речи.
Чтобы закрепить навыки работы органов артикуляции, правильное и четкое произношение звуков, слов, можно использовать в игре чистоговорки, скороговорки, потешки, считалки, коротенькие стишки и загадки.

Общие рекомендации
1. Выполняйте упражнения ежедневно, от 10 до 15 минут.
2. Соблюдайте последовательность: двигаться от от более простых упражнений к более сложным.
3. Помните, что на первых порах органы артикуляционного аппарата бывают напряжены, но эта напряженность движений постепенно исчезает.
4. Следите, чтобы движения каждого органа выполнялось симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
5. Выполняйте за раз от 3 до 5 упражнений, при этом новым упражнение может быть только одно, другие – для повторения.
6. Занятия проводите эмоционально, в игровой форме.

Предложенные упражнения и игры благотворно влияют на качество детской речи, способствуют заметному улучшению произношения. Речь ребенка становится отчетливой, разборчивой и понятной не только маме и близкому окружению, но и посторонним тетям и дядям, что приводит малыша в восторг, он гордиться собой, своими успехами и у него исчезают проблемы с общением.
Всего 10-15 минут в день игр с органами артикуляции, и Вы научите малыша отличать правильное произношение от неправильного, контролировать его собственное произношение, различать звуки речи на слух и воспроизводить их правильно. Таким образом, многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс.
Удачи!
Татьяна Гогуадзе,
учитель-логопед

Читайте также:

В городе Сочи романтичны ночи! А в Туле - не очень...

4.8.2012
Наш колумнист писательница Татьяна Огородникова размышляет, почему не стоит надеяться на продолжение курортного романа

Первая детская телепрограмма Красноярска

17.12.2012
Понедельник, 19 сентября Утро ТВ-3 06.00 Мультфильмы СТС-ПРИМА 07.00 Территория детства 07.30 «Приключения Вуди и его друзей». М/с ТНТ 07.00 «Бэтмен. Отважный и смелый». М/с 07.25 «Губка Боб Квадратные Штаны»....

Беременная Элисон Ханниган гуляет с дочкой

18.9.2012
Звезда «Американского пирога» и сериала «Как я встретил вашу маму» ждет появления на свет второго ребенка[фото]
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018
Создание сайта kononov.studio