Теперь все статьи журнала в электронном виде на нашем сайте.
Беременность и Роды
Все о детях
Раннее развитие
Здоровье малыша
Детское Питание
Психология
Разное
Реклама

Роды глазами ребенка

2.1.2012

Журнал «Аистенок», 2002, №12

 

Наталья Кулакова

Роды глазами ребенка

“Ребенок переходит из одного мира в другой,

он на пороге. Не тормошите его”

Фредерик Лебуайе

 

Сейчас много пишут о том, что чувствует женщина во время родов, как она должна себя вести, как дышать, как подготовиться, кого позвать присутствовать на родах и т. д., а уж о том, как и в каких ситуациях действовать принимающим роды вообще написаны целые тома. И только робкие возгласы появляются в последнее время о том, что переживает, как ведет себя в этой драме ребенок, что для него хорошо, а что плохо. И ничего удивительного, ведь все, что связано с “жизнью до рождения”, окутано такой же тайной, как и “жизнь после смерти”. Мы вроде бы ничего не помним о том времени, когда покачивались мирно в мамином животике, и о том, как неведомая сила вытолкнула нас из этой уютной колыбели.

Неужели ничего не было? Конечно, было. Этот опыт влияет на нашу последующую жизнь, к такому выводу приходят многие ученые. Уже около 30 лет бурно развивается перинатальная психология (peri-вокруг, около, natalis-относящийся к рождению), которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде влияют на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. За это время было сделано немало сенсационных открытий.

Примерно в 7-12 недель у малыша уже развито осязание. В Голландии есть система, называемая “гаптономия”. Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, спрашивать, как его зовут, говорить ласковые слова, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это первая игра.

Эмбрион уже в возрасте шести месяцев способен воспринимать человеческую речь, замечено даже, что ребенку легче овладеть языком, на котором говорила его беременная мать. Известны случаи, когда ребенок шевелился в такт музыки. Малыш реагирует на свет, звуки, и, конечно же, волнения матери. Он вместе с ней радуется и грустит, пугается, если напугана женщина, а ее нервный стресс сильнее может сказаться на ребенке, чем на ней самой, потому что он слабее и чувствительнее. Значит, и переживания матери во время родов влияют на него. Причем, не только на уровне гормонов, но и на энергетическом уровне. Именно поэтому женщинам советуют во время родов радоваться приближающемуся рождению (при этом вырабатываются гормоны радости – эндорфины, которые облегчают не только страдания матери, но и ребенка), а еще успокаивать ребенка, подбадривать и объяснять, что скоро мама сможет взять его на руки. Ведь он-то в отличие от нас не знает, что происходит, почему все, к чему он привык, внезапно меняется.

По мнению американского психиатра Станислава Грофа, в период внутриутробного развития и родов в бессознательном ребенка закладываются особые программы (базовые перинатальные матрицы – клише), которые впоследствии влияют на мировоззрение и поведение человека в критических ситуациях. Всего матриц четыре, причем одна – станет ведущей или будет довлеть над человеком в определенный период жизни.

Первая матрица (матрица наивности или любви, “рай”) формируется от момента зачатия до начала родовых схваток. Считается, что эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. Если ребенок желанный, мать его любит, и беременность протекает без осложнений, психический потенциал будет выше. В бессознательном ребенка закладывается любовь к окружающему миру, доброжелательность. Эта матрица доминирует у детей, рожденных с помощью кесарева сечения. Так как у них нет опыта прохождения через родовые пути, у них особый характер: они открыты миру, у них притуплено чувство опасности, они всех любят, но им трудно преодолевать какие-то препятствия, бороться и достигать чего-то.

Вторая матрица (матрица жертвы, “ад”) формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует первому периоду родов. Ребенок оказывается в очень тяжелом положении, надежный мир рушится, жуткая сила сжимает и давит его тело, кроме того, он испытывает некоторую гипоксию (кислородное голодание) и нехватку питательных веществ. Самое тяжелое, что “выход” из матки закрыт, “узник” не может выйти. Единственное, что может делать в этот момент ребенок, регулировать роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту: ускорять или замедлять процесс. Если нагрузка на ребенка слишком высока, то он может несколько затормозить роды. С этой точки зрения стимуляция родов нарушает естественный процесс и может сформировать патологическую матрицу жертвы. Особенности характера у людей, находящихся под влиянием этой матрицы очень специфичны: они постоянно ищут неприятности “на свою голову”, в глубине души они постоянно страдают от чувства неудовлетворенности, занимаются самоедством и самоанализом. Если кесарево сечение было не плановым, а экстренным, и ребенок “побыл в родах” вторая матрица тоже формируется.

Третья матрица (матрица борьбы, “чистилище”) соответствует потужному периоду (во время потуг, когда ребенок может выбраться из матки, это второй период родов). Хотя сокращения матки в этот период еще более интенсивны, но шейка матки уже раскрыта, что дает ребенку возможность передвигаться по родовым путям. Он испытывает сильное механическое сдавливание и кислородное голодание, но он уже не пассивная жертва, кроме переживания глобальной катастрофы, у него появляется желание бороться и разрушить то, что ему мешает, уже трудно понять агрессор он или жертва. Эта матрица характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции зависит исход ситуации.

Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ему, если в момент борьбы он чувствовал, что он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. Если потужный период протекал с осложнениями, и у человека сформировалась паталогическая третья матрица, такой человек станет агрессором (в лучшем случае, профессиональным революционером, преуспевающим бизнесменом или спортсменом-рекордсменом).

При кесаревом сечении (как плановом, так и экстренном) матрица, видимо,  не формируется, хотя это спорно, Возможно, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки во время операции.

Четвертая матрица (матрица свободы, в идеале снова “рай”, но бывает, что превращается в “ад”, тогда не получается некого круга, возвращения к “раю”). Эта матрица непосредственно связана с появлением на свет. Поэтому крайне важными оказываются первые минуты после рождения, физический контакт с матерью, раннее прикладывание к груди и т. п. Некоторые исследователи считают, что формирование матрицы заканчивается в первые семь дней, в первый месяц, или формируется всю жизнь, то есть человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе, к собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет.

Если ребенок по каким-то причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу наивности.

Некоторые психологи считают, что негативные перинатальные матрицы (после кесарева сечения или если ребенок попа в больницу и был разлучен с матерью и т. п.) можно компенсировать: полноценным грудным вскармливанием, любовью, хорошим уходом. Хотя не все с этим согласны.

В 1974 году Фредерик Лебуайе (бывший заведующий клиникой хирургии и акушерства медицинского факультета Университета в Париже) опубликовал книгу, в которой писал о ребенке во время родов. После первого крика часто следует плач, ребенок корчится, как от боли, возможно, ребенку появляться на свет так же больно, как больно матери рожать его. Лебуайе впервые заявил, что мы можем сделать вхождение ребенка в мир более безмятежным. Приглушить свет, положить на живот к матери, не перерезать сразу пуповину, потом осторожно опустить ребенка в ванну с водой, температура которой соответствует температуре тела, для того, чтобы он оказался в среде аналогичной той, в которой он жил девять месяцев. И тогда малыш открывает глаза – доверчивые и просветленные. Естественно, такой подход вызвал настоящий скандал, так как ставил под сомнение установившиеся обычаи. Автора критиковали за способы достижения “мягкого рождения”, но после долгих словесных дебатов “рождение без насилия” понемногу пробило себе дорогу, в некоторых родильных домах (особенно на Западе) применяют то, что вопреки воле автора, называется методом Лебуайе.

Ребенок, запрограммированный самой природой, делает нужные повороты телом, сгибательные и разгибательные движения головкой, сама головка приспосабливается практически к любым размерам маминого таза (черепные пластины в районе большого и малого родничков и не сросшихся еще черепных швов складываются, как лепестки кувшинки). Поэтому все чаще акушеры предпочитают использовать в родах политику невмешательства, не мешают роженице двигаться, принимать разные позы, ведь она лучше чувствует, что подходит для нее и ребенка. Оказавшись на руках у мамы после рождения, ребенок чувствует себя защищенным, успокаивается. После ощущения глобальной катастрофы, которую ребенок переживает во время своего рождения, ему нужно побыть с мамой, подкрепиться молозивом, богатым антителами, желательно, чтобы его не “оглушили” ярким светом, суматохой, обмыванием под краном и т. д. Для матери первый контакт тоже очень важен, ведь он вызывает волну восстановления сил. Чтобы обеспечить ребенку некое подобие мира, который он только что покинул, надо обращаться с ним с большей нежностью, не делать резких движений. Представление о том, что матери нужно “отдохнуть без ребенка часов 12” совершенно ошибочно (разумеется, здесь рассматривается совершенно обычный случай, когда ребенку или матери не требуется срочная реанимация и прочее). Если у малыша и мамы нет резус-конфликта, пуповину лучше перерезать не сразу, а после прекращения ее пульсации,  тогда ребенок более мягко приходит в себя, начинает дышать все еще получая кислород от мамы, к тому же к нему возвращается вся его кровь (150-200 мл. – не так уж мало для новорожденного). Смазку, с которой рождается кроха, лучше не смывать, она защищает малыша. Все это и есть бережное отношение к ребенку, которое он должен получить. Тогда в подсознание будет записано: мир не рухнул, жизнь продолжается, ласковая, как мамины руки. Возможно, это поможет с меньшими потерями выходить из сложных ситуаций повзрослевшему человеку.

Кулакова Наталья

Читайте также:

БЕРЕМЕННЫЕ СТРАХОМ

9.1.2012
Журнал «Аистенок», 2003, №11 Юлия Казакевич, психолог БЕРЕМЕННЫЕ СТРАХОМ – Вам необходимо есть печень, гречку... – Зачем? – Чтобы поддерживать гемоглобин. ...

Веснушки – это навсегда?

17.12.2012
Веснушки – это навсегда? Раз веснушка, два веснушка… На курносом носе Кто поможет разобраться В непростом вопросе?                                        Т. Русская

Беременная женщина на работе

2.1.2012
Журнал «Аистенок», 2002, №1   Инструктор Семейного клуба "Рождество" Давыденко Елена                                                                                       ...
 
Семейный журнал «Аистенок»
© 2008-2018